Вход пользователей
Пользователь:

Пароль:

Чужой компьютер

Забыли пароль?

Регистрация
Меню
Разделы

Реклама











Сейчас с нами
399 пользователей онлайн

За сегодня: 0

Уникальных пользователей за последние сутки: 11268

Notka, далее...
Счетчики

Top.Mail.Ru
Реклама




Эстония : Кризис: экономику Эстонии спасут только чрезвычайные меры
Автор: mumi в 13/04/2008 07:10:00 (2699 прочтений)


В условиях все ближе подступающего к нам экономического кризиса мы вместе с экономистами продолжаем искать выход из создавшейся ситуации. Что можно и нужно сделать для того, чтобы экономика продолжала расти, а инфляция, наоборот, вернулась в нормальную колею? Две недели назад профессор Олев Раю в нашей газете призвал государство провести серьезные исследования и на их основе выработать стратегический план развития, основанный на приоритетном развитии нескольких наиболее перспективных отраслей.

Наш сегодняшний собеседник, профессор экономики высшей школы Mainor Петр Верницкий считает, что макроэкономических решений уже недостаточно и настало время прибегнуть к чрезвычайным мерам.

Далее...



Потери начались еще до апреля

- В последние дни даже эстонские средства массовой информации и некоторые политики начали признавать, что апрельские события 2007 года нанесли нашей стране большой экономический ущерб. Однако правильно ли говорить, что именно "бронзовая ночь" стала основной причиной наших нынешних проблем?

- Апрельские события лишь ускорили развитие негативных тенденций в нашей экономике. После апреля мы за считанные месяцы потеряли более трети нашего транзита, и скорость, с которой это произошло, бросается в глаза. Однако на самом деле мы начали терять Россию, которая, как ни крути, остается для нас главным потенциальным рынком, еще два года назад, когда работающие в сфере логистики фирмы начали перебираться в Латвию. У этой страны есть договор о границе с Россией, ей обеспечен режим наибольшего благоприятствования — естественно, что бизнес решил использовать имеющиеся у соседа преимущества. По моим данным, еще в феврале 2006 года первые транспортные фирмы начали переводить к соседям свой базис, то есть, например, автопарк. И процесс с того времени не прекращался.

- А как же "максимально благоприятная экономическая среда", о которой так любят говорить наши власти?

- Она оказалась не такой уж и благоприятной, причем опять-таки не только в связи с апрельскими событиями. Реальные зарубежные инвесторы — те, кто серьезно вкладывал в Эстонию деньги и открывал здесь производство, постепенно уходят. Причем вопреки распространенному мнению, не в Юго-Восточную Азию, а в Венгрию, где и заработная плата ниже, чем у нас, и европейские рынки ближе. Одним словом, структура нашей экономики меняется уже несколько лет: реальное производство сокращается, развиваются лишь финансовый сектор и сфера обслуживания, то есть вторичные отрасли экономики. Последним оплотом нашей промышленности являлась деревообработка, однако и там дела обстоят все хуже, причем виноват в этом не только рост экспортных пошлин на российский кругляк.

Должны были, но не сделали

- В условиях спада реального производства прошлогодние рекордные цифры экономического роста должны были вызывать не радость, а опасения…

- Совершенно верно: на самом деле экономика не развивалась, а надувалась при помощи безумной выдачи кредитов. При этом как правительство ничего не предпринимало для изменения негативных тенденций в экономике, так и Банк Эстонии ничего не сделал для обуздания кредитного бума. Это все сказки, что наши законы якобы не дают нашему центробанку возможности реально воздействовать на кредитную политику коммерческих банков, как на днях пытался уверить депутатов Рийгикогу президент БЭ Андрес Липсток. Для того чтобы банки осторожнее выдавали кредиты, не нужно было менять законов, хватило бы простых нормативных актов, создание которых — право и обязанность Банка Эстонии. Вместо этого центробанк лишь издавал какие-то обзоры, в которых робко просил частных банкиров быть осторожнее с выдачей кредитов. Нужно было заставлять, а БЭ лишь грозил пальцем.

- В результате количество выставленного на продажу через суд жилья в начале года выросло в несколько раз. Это называется "кризис ипотеки"?

- Вопрос не только в том, что сотни людей лишаются своего жилья. Ипотечный кризис сильно ударил по строительным фирмам. Это совершенно точная информация, что они начали экономить, причем прежде всего на заработной плате. На пике строительного бума минимальная почасовая оплата на стройке составляла 100-150 крон, а плиточник или отделочник мог заработать 1500-1600 крон в день. Сейчас многие фирмы снизили почасовую оплату до прежнего уровня, то есть до 50 крон в час. Но и этого недостаточно, чтобы выжить, поэтому в строительстве грядет волна сокращений. Не мудрено, если только в Таллинне не удается реализовать около 10 тысяч готовых квартир. Все это, в свою очередь, отражается на уровне потребления, а значит — и на общих экономических показателях страны.

В США тоже строят социализм?

- Доходы людей падают, а цены продолжают быстро расти. Как-то это не соответствует заявлениям наших властей, которые обещают, что "охлаждение" экономики будет сопровождаться снижением темпов инфляции.

- Такая зависимость действительно имеется, однако она работает лишь в условиях свободной конкуренции, а ее у нас вопреки заверениям властей нет. Посмотрите, на что растут цены. На автомобили, одежду? Нет, цены растут на товары первой необходимости, прежде всего на продукты питания — то есть на то, без чего людям не обойтись. Зарплаты действительно снижаются, однако не на тех предприятиях, которые производят те самые товары и услуги первой необходимости — там заработки растут, растут и прибыли владельцев. Эта ситуация, когда подавляющее большинство населения вынуждено сокращать потребление, а кто-то при этом зарабатывает сверхприбыли, является типичной для затухающей экономики. И единственным выходом из этой ненормальной ситуации является государственное регулирование, которого у нас нет.

- И как вы представляется себе государственное регулирование в условиях рыночной экономики?

- Первым делом необходимо, как это уже предлагали центристы, понизить налог с оборота на продукты питания. Во многих развитых странах этот налог ниже, чем на остальные товары и услуги. А затем необходимо ввести предельные цены или наценки на социально значимые товары. Скажем, на основные продукты питания наценка не должна быть больше 15 процентов вместо нынешних 50. То есть макроэкономических решений в нынешней ситуации уже недостаточно, нужны чрезвычайные меры.

- Вы не боитесь, что вас обвинят в желании вернуть нашу страну в социализм, когда цены определялись в ЦК?

- Ну в таком случае столь любимые нашими политиками США уже давно живут при социалистическом хозяйстве. Когда пару лет назад в США начали расти цены на бензин, президент Джордж Буш во всеуслышание объявил продавцов топлива спекулянтами и начал массовую проверку автозаправочных станций. Не целых фирм, а каждой станции. Тех, у кого цены на топливо были неоправданно завышены, штрафовали на полтора миллиона долларов. Рост цен прекратился. А что происходит у нас? Торгующие бензином фирмы разом, в одну ночь, повышают цены. И почему-то власти даже не пытаются искать в этих действиях признаков сговора, то есть действий, которые запрещены даже нашим либеральным законодательством. То же самое происходит и с крупными торговыми сетями: они пользуются тем, что их никто не контролирует, и занимаются элементарной спекуляцией.

У власти нет ни умения, ни желания

- А у нас в последнее время стало модно винить во всем 101 депутата Рийгикогу, которые своей высокой зарплатой разоряют государство.

- Отчасти, конечно, это попытка "перевести стрелки", то есть отвлечь внимание общества от куда более серьезных проблем. Но часть правды в этом есть. Если бы население Эстонии составляло миллионов сто, зарплаты депутатов не оказывали бы столь сильного влияния на общий уровень государственных расходов, чем при населении в 1,3 млн. человек. Но здесь имеет смысл копнуть глубже. Руководитель государственного предприятия Eesti Energia, то есть государственный чиновник, получает более 2 млн. крон в год, да и вообще зарплаты в концерне куда выше средней по стране. При этом монополист плачет, что у него нет денег на реновацию оборудования. Сейчас они поднимут цены на 5 процентов, опять повысят себе зарплаты, и скоро скажут: деньги кончились, ремонтировать оборудование не на что, давайте опять повышать тарифы. При этом реального контроля того, как тратит деньги Eesti Energia, нет.

- Я не верю, что нынешнее правительство сумеет и захочет вмешиваться в ситуацию. Что же будет, если все продолжит идти так, как идет?

- Будет еще хуже, поскольку ситуация в мировой экономике также не блестяща. Сейчас четыре "старых" государства Европейского союза проводят встречи с целью выработать программу по раннему предотвращению кризиса. Они, богатые, понимают, что нужно что-то предпринимать. Правда, руководители далеко не богатой Эстонии в это время озабочены исключительно вопросами расширения НАТО, а не экономическим кризисом. Так что в данном случае я скорее склонен разделить ваш пессимизм.

Александр Чаплыгин

0
Seti
 SETI.ee ()
Вконтакте
 ВКонтакте (0)
Facebook
 Facebook (0)
Мировые новости