Вход пользователей
Пользователь:

Пароль:

Чужой компьютер

Забыли пароль?

Регистрация
Меню
Разделы

Реклама











Сейчас с нами
320 пользователей онлайн

За сегодня: 0

Уникальных пользователей за последние сутки: 11218

далее...
Счетчики

Top.Mail.Ru
Реклама




Нарва : «От того, что вы постараетесь забыть свое прошлое, ничего не изменится…»
Автор: CaneCorso в 21/08/2009 07:30:00 (1545 прочтений)


Интервью, перевод с эстонского. Было в эфире Виккеррадио, обзор — в эстонском DELFI (под названием Stalnuhhin: eestlastele SS-monument, venelastele Peeter I (Стальнухин: эстонцам — монумент СС, русским — Петр Первый).


Корреспондент
Бюст Петра I, нашедший временный приют в кабинете Председателя Нарвского Городского собрания Михаила Стальнухина, является точной копией бюста, некогда стоявшего в Таллинне в парке Кадриорг. Копия была изготовлена на пожертвованные средства и должна обрести свое местонахождение в городском пространстве Нарвы. Где именно, этого пока Михаил Стальнухин сказать не может. Для чего эта скульптура нужна для Нарвы и для Эстонии, Председатель Городского собрания знает точно. Краеугольным камнем его обоснований является преемственность. То есть, если раньше эта скульптура в Эстонской Республике акцептировалась, то и теперь против нее не должно быть ничего против.

Далее...



Михаил Стальнухин
Первая республика состояла из людей, которые не служили оккупантам — я употребляю для ясности понимания понятную эстонцам терминологию (напоминание: интервью дано на эстонском языке). Это были люди, принимавшие участие в освободительной войне и добившиеся независимости. Эти люди считали справедливым, что бюст Петра I стоит в Кадриорге, и на нем было высечено — основателю Кадриорга.

Теперь у нас, в восстановившей независимость Эстонии, люди, которые, по-моему, заслужили звание коллаборационистов, почему-то поддерживают именно ту самую линию, которую в свое время предлагала советская власть — снести и уничтожить скульптуру Петра I. Я считаю, что бóльшего уважения достойны люди, добившиеся независимости в 1918 году. То, что происходило в их время, и то, что они разрешали, для нас на сто процентов допустимо. В этом нет никакого греха.

Но если бывший коммунист начнет говорить мне, какие страдания принес Петр I Эстонии… Черт побери! Это было 300 лет назад, а страдания, о которых говорят в связи с коммунизмом и коммунистической партией, в которой он был активным членом, это было 20 лет назад…


Корреспондент
Вы говорите об Ансипе?


Михаил Стальнухин
Ну, а о ком еще!? Кто еще способен из всякой ерунды делать себе рекламу? Так что я считаю, в этом кроется известная преемственность. За свободу боролись не только эстонцы. Среди них было очень много русских. В Народном Фронте было много русских и людей других национальностей. Если сейчас мы заглянем в учебники, то увидим сплошной монтаж — ни одного лица из неэстонцев. Считаю, что это неправильно. Если мы желаем, в конце концов, достичь создания гражданского общества, то мы должны в точности помнить — кем и что было сделано.


Корреспондент
То есть, памятник Петру I, бюст, который планируется установить в Нарве, важен, прежде всего, для русских, а не для эстонцев?


Михаил Стальнухин
Если вы считаете, что сегрегирующее общество, существующее в настоящее время в Эстонии, когда русские и эстонцы разделены и все больше отдаляются друг от друга, является правильной моделью, то вы можете говорить, что это важно лишь для русских.

Я лично считаю, что это важно как для русских, так и для эстонцев. От того, что вы постараетесь забыть свое прошлое, ничего не изменится.

В Эстонском стрелковом корпусе служило более тридцати тысяч эстоноземельцев. Сейчас же возникает чувство, что наше общество, его эстонская часть, состоит только из потомков 20-й дивизии СС. А куда же делись люди, деды и прадеды которых служили в Эстонском стрелковом корпусе?

Это означает, что в обществе отсутствует объективный взгляд на свою историю. Единственный принцип, на котором фактически зиждется любая демократия, высказан еще Вольтером в 18-м веке: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но буду до последней капли крови защищать ваше право высказать вашу собственную точку зрения». Это не работает в Эстонии. Но в определенный момент должно возникнуть понятие, что мы имеем право на свое представление об истории. И, волей-неволей, это представление у каждого человека имеется. Мы спокойно относимся, например, к немецкому военному кладбищу в Нарве – самому большому и ухоженному в Эстонии. Но лично я с определенной злостью смотрю на памятники голландским и всяким прочим эсэсовцам, которых стесняются где-нибудь в Голландии – говорят, что там это было бы невозможно – а в Эстонии – устанавливают. Но это в другом самоуправлении. Живите там своей жизнью! Я к вашим «святыням» не пойду… А в нашем городе это наше дело – кому ставить памятники.


Корреспондент
Если почитать общественное мнение, комментарии об этом в газетах, то я не нахожу ни одного положительного, которые поддерживали бы открытие бюста Петра I в Нарве. Потому что в связи с Петром I у эстонцев нет каких-либо светлых воспоминаний.


Михаил Стальнухин
Это связано с пропагандой. Видите ли, если вы говорите от имени эстонцев, насколько я понимаю, то ваши мозги промыты основательным образом. Поэтому вы и устанавливаете памятники эсэсовцам. Мы не собираемся это делать, однако и нам необходимо как-то утвердить свою ментальность. Кроме того, в Нарве известное количество лет назад проводился опрос, в ходе которого был задан вопрос – должен ли быть памятник и Петру I. И, помнится, 98% нарвитян поддержало эту идею.


Корреспондент
Обычно памятники устанавливаются тем деятелям, которые для города или государства сделали что-либо хорошее. Что хорошее сделал Петр I для Нарвы?


Михаил Стальнухин
Есть люди, которые сделали что-то в определенном регионе, есть люди, которые повлияли в целом на какой-либо значительный процесс. Для того, чтобы возникла, к примеру, школа с эстонским языком обучения, для того, чтобы возник национальный театр, было необходимо создать известные условия… Хоть время шведского правления и называют золотым веком, в то время эти основы не были созданы. Понадобился Петр, чтобы через сто лет после него что-то начало меняться. И уже затем за сто лет появились в Эстонии свое искусство, своя литература, возникла возможность создания независимой республики. Петр заложил основы независимости Эстонии.


Корреспондент
Что изменится в Нарве после того, как для этого бюста найдется место?


Михаил Стальнухин
Не изменится ничего. Просто появится очередная скульптура. Следующим, хочу вас обрадовать, будет Константин Пятс. Этому человеку со временем тоже будет установлен памятник. Мы должны украшать свой город, улучшать по мере возможности благоустройство. А Петра, если он вам не нравится, обходите стороной. Если я буду в Синимяэ, то просто не пойду к памятнику эсэсовцам, который мне по внутреннему убеждению, скажем прямо, отвратителен.


Корреспондент
На самом деле это – памятник погибшим…


Михаил Стальнухин
Знаете, здесь мы не найдем общего языка! Никогда.


P. S. Поскольку из 28 минут оригинальной записи редактор дал в эфир 8, автор внес в свои слова минимальную для их верного понимания правку, оставив в неприкосновенности сказанное корреспондентом.


Источник: Сайт-блог Михаила Стальнухина

0
Seti
 SETI.ee ()
Вконтакте
 ВКонтакте (0)
Facebook
 Facebook (0)
Мировые новости