Это интересно : Открытия 2009 года
Автор: CaneCorso в 06/01/2010 07:00:00 (2667 прочтений)

Представляем Вам девять научных открытий ушедшего года, которые не пройдут
для человечества незамеченными.

9. Счет экзопланет пошел на сотни
Когда в ноябре 2008 года астрономы сообщили о наблюдении экзопланеты в видимой области спектра на расстоянии 25 световых лет от Земли, да еще и, по всей видимости, с системой колец, мир окончательно изменился — человечество шагнуло в эру экзопланет. В 2009 году число известных нам экзопланет перевалило за четыре сотни; найдена самая маленькая из них, всего вдвое больше Земли, обнаружены целые планетные системы, даже студенты могут теперь открыть экзопланету. Стартовала самая амбициозная миссия по поиску потенциальных мест будущего обитания землян — Kepler. Конечно, пока мы не видим планет или спутников больших планет с климатическими условиями, сходными с Землей, но зато понимаем, что они почти наверняка есть. По крайней мере, их поиск стоит затраченного на него времени.

8. Побежден цирроз печени
Правда, с двумя «но». Во-первых, пока только на лабораторных мышах. Во-вторых, не полностью. Но зато понятен механизм образования заболевания и, что еще важнее, понятно, как его блокировать. И даже нужные вещества уже есть. Так что анекдот про печень российского туриста в Египте, деликатесную для крокодилов из Нила, через сто лет будет неактуален. Но пока все-таки стоит быть аккуратнее и не заливать в свой организм «боевые отравляющие вещества».

7. Развиваться и жить — вновь синонимы
В конце XX — начале XXI века все активнее стали слышаться голоса тех, кто считает прогресс путем к гибели человечества. Особенно упирают на это радикальные религиозные движения. И потихоньку людям стало казаться, что это действительно так. Виной всему простая и железобетонная закономерность — чем выше уровень жизни в стране, тем меньше в ней детей рождается на душу населения.

Европейские статистики взглянули на эту проблему под другим углом, с высоты XXI века. Согласно последним статистическим данным, на этом графике наблюдается перелом. Начиная с определенного уровня жизни рождаемость в стране вновь начинает расти, осталось посмотреть, насколько эта тенденция будет продолжаться в будущем, и будет ли она выполняться для новых стран, преодолевающих рубеж. В России минимум пока не пройден, но некоторые важные медицинские шаги к повышению рождаемости и улучшению здоровья детей уже сделаны. Например, у нас научились лечить ретинопатию недоношенных.

6. На Ближнем Востоке найден огромный подземный акведук
В 2004 году немецкие специалисты нашли на территории Сирии туннель, а в 2009 году детально разобрались, что же это такое: фрагмент гигантского акведука общей длиной 170 километров с тремя подземными участками, один из которых длиной 94 километра. Фантастическая цифра. Например, разросшаяся в последнее время и вышедшая в лидеры по длине Арбатско-Покровская линия московского метрополитена — «всего-навсего» около 45 километров. Вот такое вот хитрое и сложное сооружение, а все для того, чтобы питать водой из далекой сирийской речушки Ближний Восток, куда только пришли римские легионы. Особую интригу находке придает то, что вообще все, связанное с ближневосточными находками времен Христа, вызывает утроенный интерес. Вот и найденный в Иерусалиме саван того времени наделал немало шума.

5. Генная терапия лечит слепых и дальтоников
Гигантский прорыв в 2009 году произошел в лечении глазных заболеваний: 8−летнему итальянскому мальчику и еще одиннадцати пациентам вернули зрение, потерянное ими из-за амавроза Лебера, мутации, в результате которой снижается реакция зрачка на свет, и возникают патологические движения глазных яблок. Печальный итог этого заболевания — слепота. Но вирус и введение гена помогают, причем уже даже немолодым людям. Самому старому пациенту — 44 года. Правда, у молодых новые гены все-таки приживаются лучше. Зато даже взрослые обезьяны могут избавиться от дальтонизма. Точно так же, при помощи вируса, взрослым беличьим обезьянам ввели гены, ответственные за формирование пигментов, поглощающих зеленый и красный цвета. И крошки Дальтон и Сэм стали различать красный и зеленый цвета. Поскольку в работе использовались фрагмента ДНК человека, то никаких ощутимых препятствий на пути лечения людей ученые не видят.

4. На Луне нашли воду
Вода на Луне есть, и показали это, что приятно, российские ученые из Института космических исследований РАН. По ходу они опровергли теорию о том, что она должна была попасть туда при помощи комет (как на Земле). Помимо ценной научной работы аппарат LRO действовал еще и крайне эффектно, врезаясь в поверхность нашего спутника. Важно, что он ставит интересные задачи. А там, может быть, на спутнике нашей планеты найдется хоть какая-нибудь жизнь, ведь есть же она на Земле в совершенно экстремальных условиях, близких скорее к марсианским.

3. Мышь вырастили из клеток кожи
Целое млекопитающее вырастили китайские ученые их клеток кожи. Чудеса, да и только. Мало того, что любая клетка может стать стволовой, так еще и из этих клеток вырастают животные. Комментарии здесь, пожалуй, излишни, потому что можно часами грезить открывающимися перспективами и перечислять десятки фантастических фильмов на эту тему, ставших вдруг почти научно-популярными.

2. Ученые поймали темную материю
Загадочная темная материя, составляющая, по оценкам, примерно четверть Вселенной, кажется, поймана. Ее зафиксировали наземные детекторы, а специалисты предполагают, что увидели следы ее распада. И хотя ее природа не слишком понятна, энтузиасты уже описывают, как можно осуществлять космические полеты с ее участием. Пока мы мало что понимаем о темной материи, но через сто лет учебники теоретической физики, а может, и само представление о мироздании изменится кардинально. Ну и, возможно, темная материя позволит что-то сказать о темной энергии, еще более загадочной субстанции, составляющей большую часть Вселенной.

1. Эректильная функция кроликов восстановлена
Лидер рейтинга лучших открытий 2009 года все-таки очень близок к обычной жизни. Ученые научились восстанавливать поврежденные ткани мужского полового органа, да так, что те работают не хуже настоящих. На первое место это достижение выдвинуло следующее: пещеристая ткань настолько сложна и многофункциональна, что восстановление ее можно вполне считать вершиной трансплантологии. Особое значение также имеет то, что произошло полное восстановление: после вживления ткани кролики не только начали вновь предаваться любимому занятию, но и стали отцами. Так что личная жизнь кроликов спасена. Теперь дело за людьми. Ведь что бы кто ни говорил, а продолжение рода — главное, ради чего мы живем.

infox.ru