Вход пользователей
Пользователь:

Пароль:

Чужой компьютер

Забыли пароль?

Регистрация
Меню
Разделы

Реклама











Сейчас с нами
576 пользователей онлайн

За сегодня: 0

Уникальных пользователей за последние сутки: 11268

далее...
Счетчики

Top.Mail.Ru
Реклама




Нарва : "Пусть люди читают"
Автор: mumi в 19/12/2011 07:20:00 (2168 прочтений)


93-летняя Анна Михайловна так бодро рассказывает, что не может более читать серьезную литературу из-за севшего зрения, что кажется, что других проблем со здоровьем у нее просто нет. Роман Викулов

93-летняя нарвитянка Анна Михайловна Униат в рамках акции «Поделись своей книгой», которую проводит «Виру Проспект», пожертвовала практически всю свою библиотеку, которую собирала всю жизнь. В общей сложности более 500 томов.

Далее...



«Главное, чтобы не на свалку»


В основном это — классика, собрания сочинений, подписные издания, в том числе легендарная 200-томная серия «Библиотека всемирной литературы», выпущенная издательством «Художественная литература» в СССР в 1967—1977 годах.

Сотрудникам «Виру Проспекта» стоило немало сил перевезти все это богатство в редакцию и разложить по коробкам для передачи разным учреждениям. Также мы приложили изрядные усилия, чтобы отговорить Анну Михайловну отдавать всю ту литературу, которая радовала ее столько лет. Все-таки госпожа Униат занималась десятилетиями не коллекционированием книг, как многие, а именно чтением их.

Она непреклонна. Говорит, что пусть лучше люди будут читать эти книги, чем они окажутся на свалке. По словам женщины, родственников в Нарве у нее нет и перевозить книги никто не будет. Оставила только те книги, которые особенно важны для ее детей, а также старые издания, из тех, что собирал еще ее отец, Михаил Униат.

- Анна Михайловна, у вас так много русской классики, но Достоевского нет вообще. Почему так?
- Не люблю я его. В свое время пару романов прочитала, а больше не смогла. Не мое это. И Чехова, кстати, тоже не люблю.
Между тем, полное собрание сочинений Антона Чехова у Анны Михайловны было.


Из блокады в лагерь


Судьба Анны Униат сама могла бы стать сюжетом для хорошего романа.

Рассказ о себе Анна Михайловна начинает с демонстрации пилотского удостоверения (“инструктор планерного спорта”), выданного ОСОАВИАХИМ-ом в 1935 году после 37-ми полетов. На фото — женщина с уверенным взрослым взглядом, но нашей героине тогда было всего 17 лет.

Двумя годами ранее мать Анны вернулась из советского лагеря, где отбыла 5 лет как враг народа. «Кто-то сообщил, что у нее при себе есть фотография офицера царской армии. Этого было достаточно для приговора. Если бы узнали, что на фотографии — родной брат мамы, дали бы больше», - рассказывает Анна Михайловна. Родители нашей героини были учителями начальных классов, получив образование в царской России и доработав до пенсии при Советах именно преподавателями.

Перед самой войной Анна прошла три курса Ленинградского политехнического института. Потом были ленинградская блокада, медаль «За оборону Ленинграда», полученная в 1942-м, эвакуация и... немецкий лагерь, куда Анне не повезло попасть за год до окончания войны — в 1944-м. Туда она ехала беременная, а вернулась с двумя детьми: дочерью и сыном. Дочь родила сама, а сыном стал мальчик, мать которого умерла в том же эшелоне, в котором Анну Михайловну везли на чужбину.

«Мне потом говорили, где ты была, что привезла двоих детей?!» - вспоминает Анна.

После войны Анна Униат восстановилась в институте (туда ее взяли без проблем, несмотря на плен) и закончила его, став специалистом по энергетике. Строила Верхнесвирскую ГЭС, Нарвскую ГЭС (являясь «начальником электрохозяйства»), Прибалтийскую ГРЭС («начальник отдела оборудования»), Кольскую атомную станцию («начальник отдела по капитальному строительству»), Братскую ГЭС (уже достигнув пенсионного возраста).
Потом вернулась в Нарву, в квартиру, полученную еще в 1959 году, но, будучи пенсионеркой, без дела не сидела. 10 лет проработала в женской консультации, увеличив свой рабочий стаж до 52-х лет.



Жизнь продолжается


Я уже собираюсь уходить, и Анна Михайловна передает мне объявление для нашей газеты: «Требуется обивщик мебели». Спрашиваю: «Что обивать собираетесь?» - «Диван, кресла». - «Ведь это дорого (мебели, требующей обивки, много, - прим.авт.). Может, не стоит». - «Новую мебель я покупать не хочу. Мне не нравится, как ее сейчас делают — слишком массивная. Будет плохо смотреться в моей квартире».


Роман Викулов


0
Seti
 SETI.ee ()
Вконтакте
 ВКонтакте (0)
Facebook
 Facebook (0)
Мировые новости