Вход пользователей
Пользователь:

Пароль:

Чужой компьютер

Забыли пароль?

Регистрация
Меню
Разделы

Реклама











Сейчас с нами
353 пользователей онлайн

За сегодня: 0

Уникальных пользователей за последние сутки: 11343

далее...
Счетчики

Top.Mail.Ru
Реклама




Разное : Почему вымирают русские?
Автор: Мastak в 31/08/2004 10:44:24 (1058 прочтений)

Недавно издательством «Эксмо» в серии «Горячая линия» был издан сборник статей ученых-демографов под названием «Почему вымирают русские». Посвящен он, как нетрудно догадаться, демографической ситуации в России.
Среди этих материалов, внушающих мало оптимизма, особое внимание привлекает статья доктора медицинских наук И.А. Гундарова «Демографическая катастрофа в России: причины и пути преодоления». Соображения руководителя лаборатории системных исследований здоровья Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины им. Манзурова показались достаточно интересными, чтобы кратко изложить их читателям. далее...

За годы перестройки и последующей эпохи Ельцина — Путина депопуляция российского населения приняла угрожающие масштабы. Ни наука, ни медицина не смогли предложить эффективных мер преодоления демографической катастрофы. Ни от правительства, ни от парламента не поступило адекватных программ возрождения количества и качества населения — основное внимание приковано к достижению экономического благосостояния. Однако, для того, чтобы решить проблему депопуляции экономическими путями, требуется увеличить ВВП страны до 3-5 триллионов долларов, а при планируемых темпах экономического роста такой уровень недостижим в ближайшие 50 лет.
Следовательно, считает автор статьи, необходимо найти прорывные неэкономические технологии для выхода из практически безвыходной ситуации.

Согласно приведенным в статье цифрам, Россия переживает не нормальный демографический переход, а деградацию, напоминающую по скорости и масштабам эпидемию. Эта эпидемия — «сверхсмертность».
Уровень смертности в 90-е годы поднялся в 1,5 раза по сравнению с серединой 80-х годов. За 90-е годы от фактора «сверхсмертности» Россия потеряла более 5 млн. человек. При этом отсутствие широкого обсуждения истинного положения дел указывает на стремление скрыть эпидемический характер вымирания населения.

Вместо этого внимание общества отвлекается на другие проблемы, имеющие гораздо меньшее значение — например, борьбу со СПИДом, на рекламу которой выделяются огромные средства, притом, что по данным Российского центра по профилактике и борьбе со СПИДом в 2002 г. официально зарегистрированных больных взрослых было всего 600 человек. Количество же взрослых людей, умерших в 90-е годы от сердечно-сосудистых заболеваний, исчисляется несколькими миллионами.

Излишне говорить, какие последствия несёт депопуляция для будущего страны. На данном этапе величина ежегодного уменьшения населения сохраняется на уровне 0,6-0,7% от общей численности — каждый год население России сокращается на 800-900 тысяч. Это значит, что через 80 лет страна потеряет 50% населения, а освободившиеся территории займут мигранты из соседних, более благополучных в демографическом плане, регионов мира.

Кроме этой глобальной «перспективы», Россию ждут два мощнейших удара в недалеком будущем — в 2013 и 2033 годах. Дело в том, что в период 1990-93 гг. произошло двукратное снижение числа родившихся. В начале 2010-х годов придет время идти в армию парням, родившимся в 1992-93 гг. Но их число окажется в два раза меньше, чем родившихся в 1989-90 гг. Возникнет острый недобор в армии, начнут закрываться вузы и предприятия из-за недостатка рабочих рук. В это же время в фертильный возраст вступят девушки, родившиеся в начале 90-х — и их также будет в два раза меньше, и потомства они дадут, соответственно, вдвое меньше, чем их сверстницы в начале 90-х.

Согласно расчетам демографов, через следующие 20 лет, в начале 30-х годов XXI века, в армию, вузы и на производство пойдет всего 20% от числа молодежи, которой располагала Россия в 90-х годах XX века. Следовательно, придется «укомплектовывать» российское общество иммигрантами, на 80% поставив себя в зависимость от чужих народов и культур.

Каковы же причины российской «сверхсмертности» и упадка рождаемости в 1990-е годы? Значимость основных общепризнанных причин — алкоголизации населения, табакокурения, избыточного потребления жиров, плохой экологической обстановки, ухудшения экономического положения и резкого падения уровня жизни — И. Гундаров ставит под сомнение.

По статистике, Россия даже сейчас не является самой курящей страной: согласно исследованиям, распространенность курильщиков среди взрослого населения не выросла.
В экологическом аспекте Россия 90-х имела более благоприятные показатели, чем страны Запада. Падение промышленного производства, снижение выбросов вредных веществ, уменьшение химизации сельского хозяйства — всё это сыграло положительную роль в улучшении экологии.
Согласно исследованиям, к 1994-95 гг. россияне стали потреблять меньше жиросодержащих продуктов, во время реформ суточная калорийность питания населения уменьшилась на 11-15%.
Экономическое положение россиян ухудшилось за годы реформ до уровня 1960-х годов — однако, в 60-е смертность в СССР была самой низкой среди развитых государств мира. Достигнутый тогда уровень в 6,9 промилле (случаев на 1000 человек) до сих пор не превзойден ни одной страной мира. Следовательно, делает вывод Гундаров, Россия пока не опустилась до такого состояния бедности, которое могло бы явиться прямой причиной сверхсмертности.

Каковы же тогда основные причины российской демографической катастрофы? Автор статьи видит их, в первую очередь, в «духовном неблагополучии» населения России. «Эпидемия сверхсмертности» имеет следующие признаки: огромная скорость распространения; синхронное действие на огромных территориях; нераспространение на детей и стариков; преимущественное влияние на мужчин; неспецифический характер влияния.
Остается предположить, что физическая жизнеспособность населения зависит не только от условий существования, но и от нравственной атмосферы и эмоционального состояния общества.

Начало эпохи реформ в России характеризовалось активной ломкой существующего мировоззрения, сменой критериев добра и зла, внедрением новых нравственных ценностей. Идеология индивидуализма и стяжательства, чуждая российскому внутреннему мироощущению, послужила причиной сильнейшего стресса, глубинной реакции отторжения, сопровождавшейся ростом смертности.
При этом максимально высокий рост смертности — и такое же большое неприятие либеральных реформ — отмечен в 1990 годы в регионах вокруг Великого Новгорода, Пскова, Ярославля, Владимира. То есть в тех районах Центральной России, где у населения имелись самые древние национальные корни.

«Болезнь и смерть возникают не только от влияния сильных повреждающих воздействий, но и от неспособности организма противостоять им... Такие эмоциональные состояния, как уныние, безысходность, гнев, ведут к снижению жизненной устойчивости и увеличению риска смерти», — пишет И. Гундаров.
Помимо этого, «негативная духовность» прямо отразилась и на возросшем количестве убийств и самоубийств, которые отражают, первые — агрессию и озлобленность, вторые — безысходность и потерю смысла жизни. Только с 1986 по 1995 годы число убийств в России выросло в 4 раза.

Проанализировав множество факторов, влиявших на жизнь российского общества в 90-е годы, автор делает вывод о существовании «закона духовно-демографической детерминации» — связи между психическим состоянием общества и сверхсмертностью. Отсутствие жизненных перспектив перед индивидуумом и всем обществом, потеря своих нравственных ориентиров и неприятие навязанных извне — вот основные причины «смертной тоски», овладевшей большей частью населения России.

Выходом из сложившейся ситуации может быть только нахождение населением и властью чётких жизненных ориентиров, необходимость мобилизовать психическую энергию для демографического возрождения. «Структура оздоровительных мер должна состоять на 20% из усилий по повышению экономического уровня жизни и на 80% — психологического благополучия. В первую очередь — это достижение социальной справедливости в обществе и нахождение смысла жизни», — пишет И. Гундаров.

Либерализация экономики и навязывание рыночной модели развития не явились тем самым «русским проектом», о необходимости которого неоднократно высказывались видные ученые, политологи, общественные деятели. Население России, увы, «проголосовало» вымиранием в ответ на вызовы «нового порядка».
В том случае, если не будет найдена адекватная, устраивающая большинство населения модель существования страны, никакие удвоения ВВП и стабильно высокие цены на нефть не спасут Россию от попадания в «Красную книгу» истории.

Автор статьи «Демографическая катастрофа в России: причины и пути преодоления» видит выход в сочетании конвергентного социализма (соединения частно-капиталистической модели хозяйствования с государственной социальной системой) в экономике с демократическим характером политической власти. Возможно, и это не является панацеей...
Однако, если обществу не будет предложен приемлемый и понятный большинству населения путь развития, то цифры нашей демографической катастрофы молчаливо обрисуют мрачную перспективу российского государства.

Подготовил Павел Житнюк, ИА «Росбалт»



Нас — мало. И больше не будет?


Раньше всё было просто: мальчиков рождалось больше, чем девочек, но мужчины умирали раньше женщин; существовал естественный прирост населения и его естественная убыль. Еще были «демографический взрыв» и «демографическая зима», а для увеличения населения было необходимо три ребенка в семье. В таком варианте человечество развивалось гармонично, и все были довольны — в большей или меньшей степени.

Сейчас картина совсем не та — по крайней мере, в России. Мальчиков всё ещё рождается больше, но и умирать они стали чаще и быстрее — из умерших в трудоспособном возрасте 80% — мужчины. И речь идет уже о наличии не трех детей в семье, а хотя бы одного, потому что и семей, в классическом понимании «ячейки общества» и «наиболее естественной формы реализации личности», стало гораздо меньше, чем должно было быть. Население России стремительно сокращается, и к 2016 году составит всего 134,4 млн человек, т. е. на 7,2% меньше, чем сейчас.
Эти цифры озвучила на конференции «Демографическая ситуация и перспективы её развития в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО)» начальник Управления социально-демографической политики и развития социальной защиты населения Минтруда России Ольга Самарина.

Рассуждать о ценности семьи можно долго и по-разному, но цифры говорят сами за себя: по показателю смертности Россия достигла уровня слаборазвитых африканских стран. Звучит устрашающе, даже если начать винить в этой ситуации прессу, которая мало внимания уделяет пропаганде семейных ценностей и социальной рекламе. Но СМИ можно понять — пока существуют проблемы вокруг ТВ-6, скандал в СИБУРе и олигархи, о детях думать недосуг, тем более, что при средней зарплате по России, составляющей 3600 рублей, и ежемесячном пособии на ребенка в 70 рублей агитировать за большие семьи сложно — нужно сначала ответить на вопрос: «А чем их кормить?»

Никто, конечно, не претендует на то, чтобы государство поило, кормило и одевало детей — все-таки это не государственная собственность. Но вот от некоторой финансовой помощи взрослые, скорее всего, не отказались бы. Даже если дети нужны только их родителям, а государству нужны только граждане мужского пола старше 18 лет — при нынешней ситуации в армию скоро вообще будет некого призывать. Кстати, к 2005 году число выпускников школ сравняется с количеством мест в вузах, что означает полное отсутствие конкурса — не обязательно в МГУ и СПбГУ, но всё же...

Можно было бы утешиться тем, что сейчас общий коэффициент рождаемости стал расти и за 9 месяцев 2001 года достиг 9,1 (количество рождений на 1000 человек). Однако особенно радоваться не стоит — просто сейчас в фертильный возраст вступили женщины, родившиеся в 1981-1987 годах — тогда тоже был пик рождаемости. Через некоторое время мы станем свидетелями очередного резкого спада, и изменить ситуацию будет невозможно ни пропагандой, ни даже срочным улучшением социального положения молодых семей.

К слову, суммарный коэффициент рождаемости (среднее количество детей, рожденных женщиной за всю жизнь) сейчас находится на уровне 1,21 — при том, что для роста численности населения необходим уровень 2,14-2,15. В СЗФО показатели еще хуже — коэффициент рождаемости составляет 1,06 (например, в Ленинградской области он равен 1).

Еще одна проблема — усиление тенденции к рождению детей вне зарегистрированных браков. По данным Госкомстата, в Коми-Пермяцком автономном округе таких детей 58,7%, в Тыве — 55,7%, в Корякском автономном округе — 52,7%. В Вологодской области и Санкт-Петербурге каждый третий ребенок рождается вне брака. Это происходит на фоне всё более позднего рождения первого ребенка в семье или же, наоборот, ранних первых родов, которые, вследствие проблем со здоровьем, становятся и последними.

Выстраивается цепочка событий — отсутствие сексуального воспитания приводит к раннему сексуальному опыту и, зачастую, к болезням и ранним беременностям, которые очень часто заканчиваются абортами или увеличением числа детей, оставленных на попечение государства, которому, как уже понятно, не до них. Цепочка превращается в замкнутый круг.

Вернемся к смертности. Она тоже влияет на рождаемость, в том смысле, что, зная об угрозе ранней смерти, мужчины репродуктивного и трудоспособного возраста начинают больше думать о своем здоровье (что похвально), а не о рождении и воспитании детей (что в итоге совсем не благо). Впрочем, этих мужчин можно понять, если учесть, что в 2000 года предполагаемая длительность их жизни составила 65 лет, т.е. на 5 лет меньше, чем прогнозировали в 1986-87 годах.

Кроме того, при сокращении средней продолжительности жизни, в России уменьшается количество людей трудоспособного возраста. По данным Госкомстата, в 2001 году на 1000 трудоспособных граждан приходилось 569 нетрудоспособных, в том числе — 242 ребенка и 327 престарелых. К 2006 году на 1000 трудоспособных будет приходиться 661 иждивенец — здесь уже будет 256 детей и 415 престарелых. К 2016 подростков станет всего 15% от общего числа граждан России, а количество работников старше 45 лет резко возрастет. Такие показатели означают кардинальные изменение в распределении бюджетных средств, значительную переориентацию системы здравоохранения на обслуживание нужд престарелых и разработки в области геронтологии.

Есть и еще один момент. Если население России будет и дальше сокращаться, что более чем вероятно, то задуманные сейчас экономические программы просто некому будет выполнять. Покрыть дефицит рабочей силы можно за счет миграции, в том числе и нерегулируемой, что, в свою очередь, представляет собой долгосрочную угрозу безопасности России. Впрочем, уже сейчас в Санкт-Петербурге, например, работать некому. Причем не потому, что мало населения, а потому, что при наличии 17 тысяч официальных безработных в городе никто не хочет занять хотя бы часть из 80-85 тысяч вакантных мест. Тем не менее, они будут заняты, если экономические проекты, под которые эти вакансии создаются, окажутся выгодными — только работать будут иммигранты, например, из Китая и Индии — там рабочая сила дешевле всего.

Итак, какова демографическая ситуация в России в начале XXI века? Умираем раньше и больше, рождаемся позже и меньше, стареем быстрее, а зарабатываем мало. Нет средств — значит, нет квартиры, дома. Соответственно, негде и не на что растить детей, и рожать их некогда, потому что надо делать карьеру и зарабатывать деньги, чтобы когда-нибудь всё-таки создать семью по образцу той самой социальной рекламы, которой нет — мама, папа и два, а лучше три очаровательных малыша.

Впрочем, даже в старой доброй Англии мистер Бэнкс (в семье которого работала няней знаменитая Мэри Поппинс) предложил своей жене выбрать, чего она хочет — новый красивый дорогой дом или четверых детей, поскольку одновременно того и другого он позволить себе не мог. Несмотря на то, что каждый день ходил в Сити и делал там деньги. Жена его выбрала детей, но при отсутствии средств на ремонт дома (собственного, между прочим) в семье нашлись деньги на няню, кухарку, горничную и садовника.
В России выбор между собственным домом и детьми не стоит в принципе — для обычного человека покупка дома нереальна, проще накопить на содержание ребенка, хотя его прожиточный минимум составляет гораздо больше тех 1700 рублей, которые определены властями.

Рождаемость никогда не вырастет в стране, где не созданы условия для роста и воспитания детей, причем эти условия не могут быть созданы без высококвалифицированных специалистов, на подготовку которых опять же не хватает средств.
Впрочем, тут надо решить, что важнее государству: социальные расходы и социальные проблемы сейчас или потом. Они всё равно будут, вне зависимости от нашего решения, но если сейчас не начать помогать людям жить, то через некоторое время помогать будет некому и нечем. Нет населения — нет и самого государства.

Правительство России уже утвердило и начало претворять в жизнь Концепцию демографического развития РФ на период до 2015 года. Главное теперь — успеть, не довести демографическую ситуацию до коллапса. В противном случае, у России действительно не будет будущего.

Вера Хейфец, ИА «Росбалт"

0
Seti
 SETI.ee ()
Вконтакте
 ВКонтакте (0)
Facebook
 Facebook (0)
Мировые новости