Вход пользователей
Пользователь:

Пароль:

Чужой компьютер

Забыли пароль?

Регистрация
Меню
Разделы

Реклама











Сейчас с нами
515 пользователей онлайн

За сегодня: 0

Уникальных пользователей за последние сутки: 11218

далее...
Счетчики

Top.Mail.Ru
Реклама




Разное : Поощрение эмиграции элитами Прибалтики ведет к демографическому кризису
Автор: CaneCorso в 30/01/2015 07:10:00 (2031 прочтений)


Население прибалтийских государств сокращается стремительными темпами. Причиной этому служат не только снижение рождаемости и высокие показатели смертности. Главным фактором уменьшения числа жителей населения Латвии, Литвы и Эстонии является эмиграция. И если тенденция по отъезду населения продолжится, прибалтийские республики в ближайшее время ожидает демографический кризис.

Далее...



Сколько прибалтов уехало

За прошедшее десятилетие из Латвии уехало примерно 250 000 человек, а всего с момента восстановления независимости страна потеряла четвертую часть жителей. Такие данные были представлены 22 января на заседании комиссии Сейма по долгосрочному развитию, во время которого был также сделан прогноз, что к 2020 году население страны сократится еще на 20%.

Не лучше ситуация и у соседей. По данным государственного департамента статистики, количество жителей Эстонии сегодня составляет 1.28 млн. человек. Главными факторами снижения численности эстонцев называются эмиграция и уровень смертности, рост которой связан с падением уровня благосостояния эстонцев. До сих пор из Таллина выезжают 5 человек из 1000, из Пярну - 8.

Однако вероятным лидером по убыли населения среди прибалтийских стран является Литва. Официальная статистика утверждает, что страну за последнее десятилетие покинули порядка 300 тыс. жителей. В свою очередь, среди экспертных оценок и в СМИ чаще всего фигурирует цифра в полмиллиона человек. Предполагается также, что введение евро, дающее литовцам возможность наглядно сравнить уровень цен и заработных плат у себя на родине и в тех странах, куда отправились их родственники и друзья, только усилит эмиграционные настроения в этом году.

Иронично, но уже сегодня британская столица входит в десятку крупнейших городов Литвы, уверенно занимая там седьмую позицию. Лондон обгоняет по численности литовского населения такие города, как Утяна, Мажейкяй, Кедайняй, Тельщяй, Мариямполе, Паланга и другие. На начало 2015 года в столице туманного Альбиона проживают 50 тыс. этнических литовцев.



Официальные показатели убыли населения в прибалтийских республиках уже свидетельствуют о демографической катастрофе, однако реальное число уехавших еще больше. Государственная статистика миграции не учитывает тех литовских, латвийских и эстонских соотечественников, которые по-прежнему задекларированы в квартирах у себя на родине, числятся на учете в службе занятости, получая пособие по безработице, и посещают семейного врача во время визитов домой. Однако эти люди давно уже проживают и работают в Германии, Великобритании или Ирландии.

Данные переписи населения в Латвии, Литве и Эстонии также не внушают доверия. Жители прибалтийских республик имеют возможность самостоятельно переписать себя в интернете, поэтому латвийцу, работающему в Лондоне, не составит труда отметить, что он по-прежнему проживает в Даугавпилсе, а литовец из Дублина в графе «место жительства» сможет указать родной Каунас.

Неуклонное сокращение численности населения в прибалтийских республиках началось в 1990 году. Со вступлением Латвии, Литвы и Эстонии в Евросоюз в 2004 году этот процесс принял лавинообразный характер.


Массовая эмиграция в страны Западной Европы оказалась для прибалтийских элит большой неожиданностью. На момент вступления в ЕС отток населения из Латвии, Литвы и Эстонии не рассматривался как фактор риска и не прогнозировалось, что «эвакуация» Прибалтики примет такие масштабы.

Андрис Кестерис, представитель Европейской Комиссии

«Ситуация в Латвии не говорила о высокой мобильности. Если посмотреть, какая безработица у нас в Восточной Латвии и Риге, то я бы сказал, что человеку нужно уезжать из Краславы работать в Ригу, но это не было массовое явление. Чтобы уехать за границу, нужно знать язык, знаний особых не было, и мне в голову не могло прийти, что люди так массово поедут собирать грибы...»

Кто ты, прибалтийский мигрант

Излюбленными направлениями литовцев и латвийцев, покидающих родину, являются Ирландия и Британия. Недавно к ним присоединилась Германия, либерализовавшая свое трудовое законодательство. В 2013 году 73% латвийских эмигрантов отправились в страны Евросоюза, 17% — СНГ, 10% — в другие страны.

Для эстонцев целевым маршрутом по причине географического положения и языковой близости является Финляндия, куда едут более половины всех эмигрантов. Второе место занимает Великобритания, на третьей позиции расположилась Россия, что обусловлено наличием наибольшего количества российских граждан среди прибалтийских республик. На 2014 год 7% населения Эстонии составляют граждане РФ, тогда как в Латвии, имеющей наибольшую долю русскоязычного населения, российские паспорта есть лишь у 2% жителей.

Основной движущей силой эмиграции по-прежнему является экономика. Так, в Финляндии, куда стремится более половины уезжающих из Эстонии, средняя заработная плата втрое выше, чем способно предложить своим гражданам правительство Таави Рыйваса. А в Германии или Англии литовские рабочие могут получать в четыре раза больше, чем у себя на родине.

На Запад в массе своей уезжают лица трудоспособного возраста (85%) целыми семьями с маленькими детьми, оставляя на родине людей старшего возраста и пенсионеров. Подобные тенденции привели к тому, что уже сегодня в Литве каждый шестой житель перешагнул границу в 60 лет. Самая большая группа эмигрантов из Прибалтики — это жители Латвии, Литвы и Эстонии в возрасте 25-34 лет.


Стоит также отметить, что во всех прибалтийских республиках удельный вес лиц нетитульного происхождения, покидающих родину, гораздо выше, чем их доля в общей структуре населения. Так, в 2012 году среди эмигрантов из Эстонии лишь 60% были этническими эстонцами, несмотря на то, что эта национальная группа внутри страны достигает 70%. Подобные различия в динамике отъезда разных этнических групп вполне логичны: помимо экономических причин оставить родину и отъезда в образовательных целях, что характерно для всех прибалтийских эмигрантов вне зависимости от национальности, представители нетитульных народов Латвии, Литвы и Эстонии покидают свои страны и по политическим мотивам.

Кому выгодна эмиграция

С момента восстановления независимости из прибалтийских республик эмигрировала четвертая часть всех жителей. И если отток населения после развала СССР имел политические мотивы, то в последние 10 лет жители Латвии, Литвы и Эстонии уезжали в европейском направлении главным образом за более высокой зарплатой или из-за отсутствия возможности трудоустроиться у себя на родине.

Несмотря на «крокодиловы слезы» власть имущих, не забывающих напоминать своему избирателю о необходимости возвращения прибалтийских соотечественников в родные республики и о ценности каждого гражданина, и даже «негражданина», эмиграция сглаживает ряд негативных социально-экономических процессов, и поэтому, по крайней мере тактически, выгодна для правящих элит.

В 2014 году уровень безработицы в Латвии составлял порядка 9%, а худший показатель в вопросах занятости среди «прибалтийских сестер» демонстрировала Литва, где не были трудоустроены 11% работоспособного населения. Иными словами, в прошлом году 85 тыс. жителей Латвии и 135 тыс. литовцев не могли найти работу.

За последнее десятилетия в экономическую ссылку отправились по разным оценкам от 500 тыс. до одного миллиона жителей прибалтийских республик. Если пофантазировать и представить, что эти люди, в массе своей покидающие родину из-за финансовых проблем и отсутствия возможности трудоустроиться, остались бы в Латвии и Литве (в этом случае им бы потребовались рабочие места), то уровень безработицы в этих странах в прошлом году составлял бы более 35%. Подобные показатели свидетельствуют о полном экономическом коллапсе, зачастую приводящем к социальному взрыву и развалу государственности.

Оснований утверждать, что рабочих мест было бы больше, сохрани Прибалтика львиную долю своих подданных на родине, тоже нету, ведь за последние десятилетия в Прибалтике не было реализовано значимых проектов, способных существенно повысить занятость населения. Напротив, все эти годы функционирование экономических процессов в Латвии, Эстонии и Литве как раз и поддерживалось за счет работающих за границей мигрантов, высылающих домой материальную помощь, что не давало рынку труда окончательно сузиться.

Таким образом, клапан эмиграции, позволяющий спасти экономику от коллапса, «слить» определенную часть наиболее пассионарного населения, потенциально способного к организации протестов и акций социального недовольства, и искусственно сдерживать фиаско народного хозяйства за счет финансовой помощи от уехавших соотечественников, был успешно использован элитами. Необходимость не просто отказаться от сдерживания, но и негласно поощрять отъезд части населения за границу «для выпуска пара» наглядно продемонстрировали волнения, произошедшие в Риге 13 января 2009 года в связи с экономической ситуацией в стране. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в кризисное время вожди прибалтийских республик очень доброжелательно отзывались о возможности жителей Латвии, Литвы и Эстонии поехать подзаработать за рубежом.

Андрис Берзиньш, президент Латвии

«Я не считаю массовую эмиграцию трагедией. Подобная ситуация наблюдалась и в конце XIX — начале XX века. Тогда латыши за рубежом получали образование и опыт, а затем приезжали обратно и создавали латвийское государство. Почему бы не продолжить этот положительный опыт?»

Тоомас Хендрик Ильвес, президент Эстонии

«Эта свобода означает, что так же как все свободно могут приехать в Эстонию, так же и мы свободно можем из нее уехать. Советского принуждения к проживанию на определенной территории больше нет, и оно забыто. Также, как 200 лет назад отмененное крепостное право».


Проблемы оттока рабочей силы и возможности реэмиграции должны были стать главными вопросами для прибалтийских республик на выборах в Европарламент, и для Латвии во время октябрьских выборов в Сейм. Однако кризис на Украине позволил правым политикам вновь заняться популизмом и созданием мифа о «российской угрозе», спрятав под ковер проблему неминуемо приближающегося демографического кризиса. А население прибалтийский республик в это время по-прежнему продолжает убывать.


Прибалтика вызывает ожесточенные споры в Европе

За последнюю неделю на страны Балтии обрушилась волна критики от политиков «старой Европы». Британцы ругают Латвию за весь опыт её социально-экономического развития, финны называют прибалтийскую политику националистической и считают провальной идею создания русскоязычного телеканала. Эти заявления сталкиваются с заявлениями других европейских политиков, которых балтийские страны, наоборот, хвалят.

На презентации приоритетов председательства Латвии в ЕС европарламентарий от Германии Манфред Вебер (Европейская народная партия) назвал Латвию «лучом света в Европейском союзе»: по его мнению, эта страна преодолела тяжелый кризис и теперь может считаться процветающей экономикой со снижающимся уровнем безработицы.

Однако в самой Латвии куда больший резонанс вызвали произнесенные тогда же слова другого евродепутата, представителя Великобритании Полла Натолла из UKIP – Партии независимости Соединенного королевства, добивающейся выхода Великобритании из Евросоюза. «Сепаратист» Натолл откровенно усомнился в том, что у Латвийской республики есть какие-либо основания председательствовать в Европейском союзе и посоветовал ей для начала разобраться со своими проблемами.

«Ваша экономика рухнула в 2008 году в связи с одним из самых крупных экономических спадов на планете. Вам должны были предоставить финансовую помощь для выхода из кризиса еще до того, как вы присоединились к этой болезненной валюте (евро) явно против воли своего народа», - заявил евроскептик, а затем отдельно остановился на упомянутом немецким коллегой «снижении безработицы».

«Ваши самые способные, самые лучшие и молодые массово сбегают на Запад, и куда они направляются? Ну, учитывая, что один из тридцати латышей живет в Великобритании, на этот вопрос очень легко ответить», - сказал Полл Натолл, подчеркнув, что Латвия представляет из себя микрокосмос всех ошибок Евросоюза, а эмиграция и депопуляция неминуемо вызовут там пенсионный и медицинский кризис.

«Луч света в ЕС» против «микрокосмос всех ошибок ЕС» — так жестко полярные мнения о Латвии не схлестывались даже во времена заочного спора премьер-министра Валдиса Домбровскиса и нобелевского лауреата Пола Кругмана об «истории успеха».

С одной стороны, в этой битве однозначно выигрывают Латвия и еврооптимизм: «лучом света» балтийскую республику называет депутат крупнейшей фракции Европарламента, тогда как UKIP всегда считалась маргинальной и популистской организацией.

С другой стороны, эта маргинальная организация сенсационно победила на прошлогодних выборах в Европарламент, получив 27% голосов (на выборах в самый первый Европарламент 20 лет назад у неё было меньше 1%). Зная специфику европейских выборов, на которые народ ходить не любит, приходится признать, что больше всех идти на избирательные участки в Великобритании были мотивированы националисты и евроскептики.

Но главное — программа Партии независимости на туманном Альбионе давно уже перестала быть маргинальной и неприличной, а их взгляды такими, что в хорошем обществе руки не подадут.

Выход из Евросоюза и запрет на въезд эмигрантов — это теперь официальный политический курс руководства страны.

«Иммиграция, социальное обеспечение и образование связаны друг с другом. Попробуйте посетить заводы в нашей стране, и узнаете, что половина работников приехали из Польши, Литвы или Латвии», - говорил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон еще два года назад. Сейчас ограничение трудовой миграции и проведение референдума о выходе королевства из ЕС — главные предвыборные обещания правящих консерваторов.

Получается закономерность: балтийские страны хвалят те европейские политики, которые связаны с брюссельской бюрократией и правящим большинством Европарламента.

А те, которые представляют исключительно свои страны, доведись им высказываться о странах Балтии, их ругают.

Например, «президент ЕС» - председатель Европейского Совета Дональд Туск в ходе визита в Вильнюс похвалил Литву за переход на евро. Едва ли Дональд Туск сказал бы такое в прошлой политической жизни, когда он был премьер-министром Польши. И не потому, что у Польши с Литвой при Туске были худшие двусторонние отношения между странами ЕС. А потому, что залогом маленького «экономического чуда», произошедшего с Польшей во время мирового кризиса 2008-2009 годов, стала сохранившаяся у неё национальная валюта. Девальвировав её, Польша добилась того, что кризис её почти не затронул и на фоне хронических проблем в еврозоне польская экономика стала лидирующей в Восточной Европе. С тех пор злотый — почти сакральный символ польской государственности, возможность проведения собственной монетарной политики считается вопросом национальной безопасности страны, а сторонники перехода на евро считаются «городскими сумасшедшими» - общество и политики в вопросе сохранения национальной валюты едины и неделимы. Поэтому премьер-министр Польши, сохранивший национальную экономику за счет девальвации злотого, Литву или Латвию за введение евро никогда бы не похвалил. То ли дело — председатель Совета ЕС...

Глава МИД Финляндии между тем заявил, что лоббируемая странами Балтии инициатива по созданию общеевропейского «контрпрагандистского» канала на русском языке провальна априори.

«Это связано с националистической политикой, проводимой балтийскими государствами, которая предусматривала отказ от производства русскоязычных новостей. Мы в Финляндии пошли другим путём», - подчеркнул Эркки Туомиояд, отметив, что в Финляндии телекомпания «Юле» уже давно выпускает новостной блок на русском языке.

Показательна чересчур нервная даже по прибалтийским меркам реакция соседней Эстонии на критику главного финского дипломата. «Называть нашу политику националистической — это слишком сильно. Естественно, мы продолжим наши контакты, но интуиция подсказывает мне, что так легко эта ситуация не разрешится», - заявил посол Эстонии в Финляндии. Посол Финляндии в Эстонии, в свою очередь, была вызвана в эстонский МИД за разъяснениями.

Впечатлительность эстонцев от критики северного соседа понятна: со времен Народного фронта в конце 80-х годов Финляндия была для эстонцев путеводной звездой и эталоном развития: «Мы те же финны, и жить будем так же, как они». Минуло четверть века, Эстония как была, так и остается у северных братьев «бедным родственником»: эстонские зарплаты по-прежнему в несколько раз ниже финских. Остается с угрюмой убежденностью продолжать твердить, что это всё из-за «последствий оккупации», и со злостью наблюдать, как Финляндия отказывается от «демократической солидарности» и требует не лезть в её отношения с Россией, на экономическом сотрудничестве с которой ей и удалось создать суперуспешную экономику. Но когда Финляндия, словно какая-нибудь «российская пропаганда», начинает критиковать балтийские страны за национализм, тут уже даже эстонские крепкие нервы не выдержат.

Это относится в равной степени и к латышским, и к литовским нервам.

Два десятилетия страны Балтии рвались в западный мир как в царствие небесное, а теперь представители западного мира сообщают прибалтам, что они до их стандартов не дотягивают — это же крах всей жизненной стратегии!

Отсюда стандартная реакция: нервная отповедь, либо угрюмое молчание. Есть, впрочем, еще один вариант: провозглашение персональным врагом с запретом на въезд. Такое уже проделали с итальянским писателем и политиком Джульетто Кьезой, много и часто ругавшим Прибалтику за неграждан и ассимиляцию русскоязычного населения. Следующий на очереди, видимо, бывший вице-спикер Европарламента Михель-Анхель Мартинес-Мартинес, заявлявший: «Одной из привилегий балтийских стран, особенно Латвии и Эстонии, является то, что значительная часть их населения — русские. Они могли бы воспользоваться этим, чтобы сыграть важную роль моста между ЕС и РФ. Это я им и советую: став мостом, вы станете значимыми в Евросоюзе. Если вы стена или барьер — вы не будете значимы».

Действующему вице-спикеру Европарламента, как и премьер-министру Великобритании или главе МИД Финляндии, за критику прибалтийской политики въезд в Прибалтику, конечно, не запретят. Зато бывшему — запросто. Тем более, что уже был прецедент с Кьезой. Правда, от этого Прибалтика в глазах всей Европы станет еще менее европейской, но местные лидеры с их партийно-комсомольским мышлением, похоже, не понимают этого. И уже не поймут никогда.


RuBaltic.Ru

0
Seti
 SETI.ee ()
Вконтакте
 ВКонтакте (0)
Facebook
 Facebook (0)
Мировые новости