Вход пользователей
Пользователь:

Пароль:

Чужой компьютер

Забыли пароль?

Регистрация
Меню
Разделы

Реклама











Сейчас с нами
377 пользователей онлайн

За сегодня: 0

Уникальных пользователей за последние сутки: 11179

далее...
Счетчики

Top.Mail.Ru
Реклама




Эстония : Гибель парома "Эстония"
Автор: Мastak в 28/09/2004 11:30:42 (12246 прочтений)


Сегодня исполняется 10 лет, как погиб паром "Эстония". Самая крупная морская катастрофа на Балтийском море в послевоенный период могла не состояться – из-за шторма выход в море пассажирского парома "Эстония" 26 сентября был отложен. 27 сентября в 19.00 судно отошло от шведского терминала таллинского пассажирского порта и с задержкой в сутки все-таки взяло курс на Стокгольм. На его борту находились 1023 человека – 835 пассажиров и 188 членов экипажа.

В 1.24 часа 28 сентября спасательная служба финского города Турку приняла два сигнала SOS. Cигнал поступил по маломощному УКВ-передатчику, рация и автоматическая подача сигнализации тревоги не сработали. Все, что радист успел услышать и понять, - судно накренилось на 20-30 градусов и двигатели стоят. После этого связь оборвалась. В течение 10 минут паром затонул в 30 милях к северо-востоку от мыса Тахкуна в международных водах в 15 милях от морской границы Финляндии, поэтому именно финские спасатели взяли на себя координацию всей спасательной операции. далее..

Уже через полчаcа к месту трагедии прилетели первые вертолеты спасательных служб Финляндии, Швеции и Дании, а через час в районе катастрофы появились судна Mariella-Viking и Silja-Europe. Спасательная операция продолжалась всю ночь. Лишь после пяти утра к месту гибели парома вылетел самолет спасательной службы Эстонии. Поиск пассажиров и членов экипажа проходил в тяжелых погодных условиях – скорость ветра достигала 26 метров в секунду, высота волны 5-10 метров. Температура воды не превышала 12 градусов.

Обращаясь к нации, президент Эстонии Леннарт Мери заявил: "В этот тяжелый день мы должны мыслями и действиями быть опорой для тех, в чьих домах траур".

Судно покоится на грунте на глубине 83 метров. Точные координаты – 59 градусов и 21 минута северной широты и 21 градус и 42 минуты восточной долготы, именуемое среди балтийских моряков "кладбищем кораблей".

Согласно официальной версии международной комиссии, затопление парома стало возможным вследствие проникновения воды в носовую часть судна из-за плохого крепления лацпорта, так называемого "забрала" судна, через которое на палубу парома заезжали автомашины. Ворота-аппарели самопроизвольно открылись на метр, и морские волны стали проникать вовнутрь судна. Позднее шестидесятитонный люк-лацпорт оторвался. Капитан корабля Арво Андерсон несвоевременно предупредил пассажиров и экипаж о чрезвычайной ситуации. Чтобы преодолеть сильную встречную волну и нагнать отставание от графика он накануне трагедии дал команду увеличить скорость до 15 узлов. Около 23 часов паром обошел шедший параллельным курсом паром Mariella-Viking. По мнению исследователя трагедии Бориса Каржавина, запоздалая попытка капитана отвернуть судно от встречной волны лишь ускорила гибель судна. Громадные массы воды, свободно переливающиеся по автопалубе, совместно с боковыми волнами и ветром положили судно на правый борт.

Хронометраж трагедии: в 01.25 – остановился главный двигатель. 01.30 – судно легло на правый бок. 01.25 – гаснет электричество. 01.40 – судно опрокидывается и тонет. Один из совладельцев фирмы Estline Андрес Бергманн заявил, что судно было застраховано на 60 млн долларов США, поэтому "больших убытков фирма не понесет". Капитан Эстонского морского пароходства Эдуард Хунт на третий день после катастрофы заявил, что не исключает гибель парома от столкновения с миной Второй Мировой войны.

Согласно опубликованным данным, в морской катастрофе погибли 852 человека, в их числе 469 граждан Швеции, 314 граждан Эстонии, 8 граждан Финляндии. Среди погибших – 37 граждан России и стран СНГ.


КАК ЭТО БЫЛО...

В 1 ч 24 мин 28 сентября радиостанция шведского грузопассажирского парома "Силья Европа" приняла тревожное сообщение. Как позже выяснилось, его передавали рулевые эстонского парома "Эстония" Т.Айнсалу и А.Тамме. Вот что зафиксировала магнитофонная лента: "Эстония": "Силья Европа", "Викинг", мейдей, мейдей! "(сигнал, аналогичный SOS). "Силья Европа": "Эстония", что случилось? " "Эстония": "Доброе утро, у нас проблемы... У нас крен 20 — 30 . Можете ли вы подойти и попросить "Викинг лайн" тоже прийти к нам на помощь? "Силья Европа": "Все понятно, давайте, держитесь". "Эстония": "Вы идете к нам на помощь?" "Силья Европа": "Да, но вы должны назвать ваши точные координаты". "Эстония": "Мы не можем, у нас вышли из строя приборы". "Силья Европа": "Но вы нас видите?" "Эстония": "Мы вас слышим". "Силья Европа": "О'кей, ясно, что мы придем на помощь. Но сначала нужно установить ваши координаты". "Эстония": "Силья Европа": "Эстония": "Силья Европа". "Эстония": "Силья Европа!" "Эстония": У нас плохо, у нас действительно плохо здесь сейчас, можете поверить! "Силья Европа": Вы выглядите очень плохо. Мы идем к вам на помощь... "Эстония", "Эстония"!" Ответа не последовало. Был 1 ч 30 мин. Что же в те роковые минуты происходило на терпящем бедствие пароме? О том поведали немногие пассажиры, которым удалось пережить кораблекрушение и в холодной морской воде дождаться спасателей.

"Когда мы загружались в Таллинне, я обратил внимание, что команда парома не закрепляла грузовик цепями, как положено",- вспоминал водитель трейлера, голландец С.Дувдаль. "Мы услышали за бортом резкий скрежещущий звуе, я подумал, что паром получил повреждение, и выскочил в коридор,— рассказывал швед М.Нильссен.— На 7-й палубе пассажиры в панике расхватывали спасательные жилеты..." "Я никак не мог уснуть из-за качки и решил немного прогуляться,— свидетельствовал эстонец Э.Кипил.— Раздалась сирена, она просигналила два раза и умолкла. Паром сильно накренился, вокруг все забегали и стали надевать жилеты. Я прыгнул в воду и поплыл к надувному плоту". "Вдруг я почувствовал толчок, и судно стало крениться,— сообщил русский В.Крючков,— Потом второй толчок, паром накренился так сильно, что мы с внуком упали с коек. Никакой команды "спасайтесь, мол, выходите на палубу" не было. Многие не смогли выбраться из кают... У нас на плоту было 12 человек, двое на наших глазах умерли от переохлаждения". Рассказ деда дополнил его внук Василий: "Что-то говорили то ли по-фински, то ли на шведском. Сначала из динамика звучал голос мужчины, потом женщины, у нее была истерика..." "Я проснулся от сильного удара где-то внизу,— говорил репортерам швед К.Херстедт.— Такое впечатление, будто кто-то раскачивает корабль. Поднимаюсь на другую палубу и останавливаюсь возле бара, на сцене кто-то поет. Вдруг судно повалилось на борт, люди летят на стену, ломают руки и ноги, никто не может понять, где находится и что происходит... Потом начинается паника, все бегут к выходам на верхнюю палубу — уже действует закон джунглей..." "Эстония" какое-то время продержалась на плаву, штормовые волны перекатывались через ее корпус, а потом затонула. Погибло более 900 пассажиров и моряков — точное число жертв катастрофы, очевидно, так и не установят, ибо один из представителей владельца парома, шведско-эстонской компании "Эстлайн", заявил, что они не придерживаются бытовавшего некогда советского правила составлять полные списки пассажиров.

Сводка погоды на 28 сентября 1994 года:

Погоду в Эстонии определяет южная периферия активного циклона.
28 сентября в Таллинне облачная с прояснениями погода, кратковременный дождь, ветер юго-западный, западный, 7-12, порывами 15 м/сек. Температура воздуха ночью 6-8, днем 10-12 градусов.

"НАШ ЭКИПАЖ СДЕЛАЛ ВСЕ ДЛЯ СПАСЕНИЯ ПАССАЖИРОВ"

Хендрик Силласте - близкий мне человек. Известие о том, что и он находился на пароме "Эстония" в момент его крушения, повергло меня в ужас. По всем жизненным правилам он не должен был там находиться. Он - системный механик парома "Эстония". По дежурному графику его рабочий рейс был следующий. Но он, подменив коллегу, отправился на работу именно в этот трагический день.

- Хен, это счастье, что мы после всего случившегося разговариваем с тобой в Таллинне. Скажи, как для тебя все это началось?


- Я был в машинном отделении. В какой-то момент почувствовал крен судна. Все бы ничего, кренило и раньше, в другие шторма. Но этот крен затянулся, не выравнивался. Судно заваливалось набок, я помчался наверх посмотреть, что происходит.


- И что же?

- Вода проникала на грузовую палубу.



Второй справа - Х. Силласте


- Но ведь был шторм...


- В нашей практике были шторма и посильнее, но подобного проникновения воды не наблюдали. Судно продолжало кренить. Я вернулся в машинное отделение. Вместе с дежурными механиками старался обеспечить работу машины. Моторы работали. Свет на судне был до последнего.

А судно кренилось. Вахтенный механик включил аварийный дизель-генератор. При крене 90` он заглох, тогда были подключены аккумуляторы.


Когда поняли, что судно уже не сможет выровняться, вахтенный механик дал сигнал уходить и сделал вид, что уходит с нами. Уже потом, в Турку, в больнице я понял, что это он нас, молодых, отсылал наверх. Сам же незаметно для нас вернулся в ЦПУ и до последнего обеспечивал освещение шлюпочной палубы. Через два дня я узнал, что вахтенный механик спасся, ушел с судна буквально в последние секунды через трубу.


- Когда вы с напарником выбрались на палубу, что увидели?..


- Запомнилось первое - не было паники. Все члены экипажа, кому довелось в эти минуты быть в водовороте событий, делали все, чтобы спасти людей. Требовались самообладание, нервы, спокойствие и быстрая реакция...


Судно мотало из стороны в сторону. Правый борт уже ушел под воду. Матросы успели спустить с этого борта шлюпки. Многие из них под ударами волн перевернулись, но могли еще держать людей, находящихся в воде. По левому борту открывали спасательные плоты. Это делали и матросы, и штурманы, выскочившие из кают. Из ящиков высыпали спасательные жилеты, помогали пассажирам надевать их. Я тоже получил здесь свой жилет.


Судно медленно уходило под воду. Стоя в воде, со всеми вместе я помогал пассажирам. Потом мы забрались на борт судна, закрепили там надувной плот. Всех, кто выбирался на седьмую пассажирскую палубу, переправляли на этот плот.


Надувной плот вмещает 25 человек, крытый, но ничем, к сожалению, не утепленный. Пассажиры прыгали в него, кто в чем. У других плотов была та же картина. Паники, еще раз подчеркну, не было. Это благодаря самообладанию членов экипажа и, в первую очередь, человека, руководившего погрузкой пассажиров на плоты. Имени его, к сожалению, не знаю, ведь шел я не со своим экипажем.


- Скажи честно, страшно было?..


- Дело не в этом. Самое трудное было не обрубить раньше времени линь, которым крепился плот к борту. Но и не замешкаться, чтобы плот не ударился о большую волну. .Момент мы выбрали.и соскользнули в воду на перегруженном плоту. Вокруг плавади и пустые плоты. Уже в воде с
перегруженных плотов людей пересаживали на пустые с тем, чтобы было больше шансов на спасение.


В первые сорок минут мы на свой плот подняли из воды еще несколько человек. Последнего пассажира, шведа, подняли через полтора часа. Все это время он был в ледяной воде, без одежды. Потом мы уже не встретили никого. Волны раскидали людей.


На нашем плоту оказалось 16 человек. Среди них четыре женщины, один 12-летний подросток, три члена экипажа. Мы делали все, чтобы помочь людям выжить. В такой ситуации главное - сохранить тепло, не заснуть.


Плот, хоть и крытый, но вода в него все равно попадает. Потом у нашего плота образовалась дырка. Вода просачивалась, ее стали вычерпывать... Не было ни паники, ни уныния. Но все это отнимало силы. Старались не допустить и страха. Плот дважды накрывало большой волной. Но море же его и выталкивало. Мы старались поддерживать у пассажиров уверенность, что нас спасут. Ведь берег был недалеко.


Нашли нас через семь часов после трагедии. В 8.45 утра вертолет поднял на борт 13 человек - женщин, подростка, наиболее ослабевших. Через полчаса вертолет вернулся за нами тремя. Подняв на борт, доставил нас в больницу в Турку.

- Что ты чувствовал, когда все самое страшное было уже позади?


Вертолет доставляет спасшихся с "Эстонии"


- Безмерную усталость. И еще подумал: жив, это главное, все остальное придет в норму.


И еще, наверное, пришло осознание того, как же тяжело пришлось тем, кто оказался на нижних палубах по правому борту. Выбраться оттуда было практически невозможно. Судно уходило в воду правым бортом. Подниматься приходилось почти по отвесной стене. Валились приваренные к палубе предметы, летело стекло. Ведь именно по правому борту находились магазины, бары, рестораны. Нужно было обладать недюжинной физической силой, высоким ростом, чтобы цепляться и подниматься, подтягиваться на руках, пытаясь выйти на верхнюю палубу. Да еще судно постоянно кренилось, била волна.


- Хен, это случайность, что среди спасшихся - большая часть экипажа?..


- И совсем не большая! Теперь нам наше спасение ставят чуть ли не в вину. Подумать только!


Экипаж сделал все, чтобы снасти людей. Часто ценой собственных жизней. Ведь не спаслось ни одного штурмана, а именно они сажали пассажиров на плоты. Нет в живых специалистов, обеспечивавших до последнего момента деятельность механизмов, нет капитана Арво Андерсона, лучшего капитана, профессионала, которого любила команда. Он для команды делал все! Капитан не ушел с мостика, с последним звуком тифона ушел под воду.


Экипаж "Эстонии" был самым профессиональным в Эстонском пароходстве. Мы все сдавали экзамены шведской комиссии. Экзамены по шлюпочной тревоге, пожарам были сданы на "отлично". Наши действия в экстремальной ситуации были натренированы до автоматизма. Сейчас об этом почему-то все забыли. Журналисты винят экипаж. Гибель одного человека - трагедия, а уж стольких-то тем более... Половина экипажа со всеми вместе ушла под воду. Сменившиеся с вахты спали в своих каютах.


Из машинного отделения действительно спаслось больше всех. Не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что наши каюты находятся по левому борту. Из них можно было выбраться. Повезло? Может быть, а может, провидением было дано, чтобы хоть какая-то часть экипажа помогала спасаться пассажирам.



Оставшиеся в живых члены экипажа сделали все возможное для спасения людей. И поэтому так больно ранят, просто убивают, бездоказательные обвинения в наш адрес со страниц некоторых газет, по различным радиоволнам.


- И все-таки, как ты думаешь, почему?..


Вертолет доставляет спасшихся с "Эстонии"


- Точный ответ найдут специалисты. Но я полагаю, что во время шторма разрушились конструкции в носовой части корабля. Потому что даже при существовавшем освещении было видно, что поднимающийся нос судна имел странную форму. Незакрепленный груз причиной трагедии стать не мог, как предполагают некоторые. Потому что он был закреплен. В противном случае "Эстония" погрузилась бы в воду гораздо быстрее. Этого не произошло. Не было смещения груза.


Я надеюсь, комиссия проведет объективное расследование. Ее выводы снимут даже мелкие подозрения с экипажа.


- Будем надеяться на объективное решение. Отдыхай!


Интервью вела Людмила Полякова

НОСОВАЯ ЧАСТЬ ПАРОМА В МОМЕНТ КРУШЕНИЯ ОТСУТСТВОВАЛА - РАССКАЗ ОЧЕВИДЦА

Носовая часть парома "Эстония" в момент, когда судно пошло ко дну, отсутствовала. Об этом заявил в понедельник на пресс-конференции спасшийся с "Эстонии" 3-й машинист МаргусТреу. Непосредственно перед катастрофой Треу слышал два-три "неестественно звучавших" удара, природу которых он объяснить не может.


Отвечая на вопрос BNS, Треу уточнил, что носовой люк не просто был открыт в момент катастрофы, а совсем отсутствовал.


Треу подтвердил свидетельства других спасшихся членов экипажа, что вода проникла на автомобильную палубу через носовой люк.


Треу описал произошедшее следующим образом: "В час ночи я увидел на мониторе старшего матроса, который обходил с проверкой автомобильную палубу. За несколько минут до четверти второго я услышал два-три сильных удара о борт. У меня натренированные уши, и я могу сказать, что волна так не бьет, даже очень сильная волна. Я захотел узнать, не стала ли двигаться какая-нибудь машина, и сменил картинку на мониторе. Камера была направлена на носовую аппарель. Я увидел, что оттуда льется вода. К этому времени судно дало крен на правый борт. Старший рулевой спросил, можно ли выровнять крен. Я попытался откачать воду к противоположному борту, но это не помогло. С мостика спросили, можно ли спустить пресную воду из резервуаров по одному борту, чтобы вернуть равновесие, но это было невозможно."


Треу опроверг сообщения о том, что машины встали, и электричество отключилось задолго до катастрофы. На "Эстонии" было 4 главных машины и 2 вспомогательных. Вспомогательные машины вырабатывали электричество.

"Разговоры о том, что ашины остановились, поскольку оказались под водой, не соответствуют действительности. В машинном отделении закрылись водонепроницаемые переборки, и отделение оставалось сухим до конца. Когда крен увеличился, то упало давление масла, и машины левого борта автоматически остановились. Я попытался запустить машины левого борта в 1.25. Не удалось. Машины правого борта еще некоторое время работали, но затем остановились и они. Но вспомогательные машины работали и дальше", - сказал Треу.


"К этому времени с капитанского мостика объявили тревогу. В половине второго я отослал из машинного отделения вахтенного моториста и механика систем, так как они там уже были не нужны. Когда выключились вспомогательные машины, автоматически заработала запасная энергетическая система. Судно не погрузилось в темноту, просто горело меньше ламп.


Я сообщил на мостик, что машины остановились. Крен к тому времени был уже почти 90 градусов. Я отправился на восьмую палубу. Наверху увидел, что аварийный дизельный мотор работает и производит электричество.


Снаружи было очень мало людей, и потому я решил, что большая часть пассажиров уже покинула судно. Крен все увеличивался. Выключился и дизельный мотор, после чего освещение переключилось на аккумуляторное питание.


Я отправился на корму судна, где находятся спасательные плоты. Был без спасательного жилета, когда сильная волна сбросила меня за борт.

Как долго я плавал в море, не знаю. Добрался до одной спасательной лодки, в которой были люди. Оттуда я увидел уходящий под воду корабль. Три с половиной часа был в лодке, пока нас не спас вертолет шведских воздушных сил", - рассказал машинист "Эстонии" Треу.

газета "МЭ"

а так же читайте прошлогоднюю статью на сетях "Загадка балтийского "Титаника", приуроченную к этой дате здесь

Эстонское телевидение (ETV) во вторник вечером покажет документальную передачу о пароме "Эстония" - "Растревоженные годы" (Hаiritud aastad), в которой речь пойдет о событиях тех лет, что последовали за гибелью парома.

Один из авторов передачи - программный директор ETV Айнар Рууссаар (Ainar Ruussaar) - сказал BNS, что передача расскажет о том, как распространялось сообщение о катастрофе и какую реакцию оно вызывало.

"Mы не станем анализировать, почему погибла "Эстония". Посмотрим, что происходило в последующие десять лет после катастрофы",- сказал Рууссаар, являющийся автором книг о трагедии "Эстонии".

Режиссер передачи Калле Кяэзе, соавтор Рууссаара - Индрек Треуфельдт (Kalle Kаese, Indrek Treufeldt).

0
Seti
 SETI.ee ()
Вконтакте
 ВКонтакте (0)
Facebook
 Facebook (0)
Мировые новости