Вход пользователей
Пользователь:

Пароль:

Чужой компьютер

Забыли пароль?

Регистрация
Меню
Разделы

Реклама











Сейчас с нами
383 пользователей онлайн

За сегодня: 0

Уникальных пользователей за последние сутки: 11179

далее...
Счетчики

Top.Mail.Ru
Реклама




Нарва : Первые добровольцы из Нарвы работали в Чернобыле через 4 дня после аварии
Автор: OllySa в 25/04/2016 07:20:00 (1521 прочтений)



Николай Куликов и Сергей Непримиров показывают посвящённую ликвидаторам мемориальную доску, которая теперь вернулась на здание Кайтселийта, где 30 лет назад размещался военкомат.

26 апреля 2016 года исполняется 30 лет со дня радиационной аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Среди тех, кто устранял последствия аварии, было немало и нарвитян - сейчас около 130 из них объединяет Нарвский союз ликвидаторов аварии на ЧАЭС.

Далее...



Отправляли военных и заводчан

Председатель Нарвского союза ликвидаторов Сергей Непримиров рассказывает, что людей отправляли в Чернобыль двумя путями: либо через военкомат, либо от предприятий города.

- Из Нарвы работников отправляли “Балтиец”, СУ Эстонской ГРЭС… Нужны были водители, трактористы и те, кто “на лопате”, - рассказывает Сергей Непримиров. - 26 апреля там рвануло, а уже 30 апреля или 1 мая Владимир Лялин, Аркадий Яковенко и Владимир Шкуро из Нарвы возили бетон на место аварии. Потом там было больше наших земляков, но эти были первыми.


Семейный врач Николай Куликов, также ликвидатор чернобыльской аварии, вспоминает:

- Мы приехали туда в июне, а эти первые ликвидаторы уже получили свою дозу, они ходили в белых комбинезонах, в зону аварии уже не ездили и ждали, пока их заменят.

В Чернобыль Непримиров и Куликов попали со своим полком, который разместился в 30-км зоне от аварийного энергоблока.

- В/Ч 75222, кадрированный полк гражданской обороны, - вспоминает доктор Куликов. - Нас переодели, загрузили на аэродроме в Тапа в военно-транспортный самолёт и перебросили в Киевскую область.

Сергей Непримиров рассказывает, что после службы в армии три раза попадал на военные сборы, и третий раз - как раз после чернобыльской аварии.

- Из Эстонии там было три части: наш полк ГО и химзащиты из Йыхви, Пярнуский полк ГО и химзащиты и дорожно-строительный батальон из Таллинна, - говорит он.

30 ноября 1986 года был сдан в эксплуатацию объект “Укрытие” - так называемый “саркофаг”, который закрыл разрушенный энергоблок и остановил утечку радиоактивных веществ в воздух.

- «Это наш День Победы», - говорит Сергей Непримиров.



Отмывали каждое дерево

Стройбат, в основном, занимался тем, что поливал дороги специальной жидкостью и строил дамбы у мостов, чтобы дождевая вода с загрязнённых дорог не уходила в реки.

- А мы занимались дезактивацией деревень, и даже мыли один город - Полесское, райцентр в Киевской области, - вспоминает Непримиров. - Мы его мыли 2 или 3 дня из пожарных машин и АРСов - военных машин для дезактивации. В воду добавляли порошок - у нас были килограммовые пачки с надписью: “СФ2У”. Даже не знаю, что это значит. Добавляли один килограмм на 2,5 тонны воды. Мехвод АРСа регулировал подачу воды, и можно было добиться, чтобы шла почти одна пена. На дезактивацию выезжал весь полк, мы полностью мыли не только дома, но даже деревья.

По словам ликвидаторов, вокруг каждого дома, каждого деревенского сарая, вообще вокруг каждого объекта, который нужно было дезактивировать, они копали канаву на штык лопаты, чтобы заражённая жидкость стекала в одно место.

Если радиационное загрязнение было сильным, то и дёрн снимали и увозили на могильник. А в городах вокруг основных социальных объектов - школ, детских садов, поликлиник, больниц - заражённый слой почвы снимали в обязательном порядке.


И эта огромная работа оказывалась бесполезной

- После проходили с дозиметром, и снова всё “светилось”, - говорит доктор Куликов. - Пока доклад о выполненной работе доходил до Москвы, на каждом этапе данные немного поправляли, чтобы не навлечь на себя гнев начальства. Собирались уже выводить войска из зоны заражения, но приехали специалисты из института Курчатова, замерили уровень радиации и ужаснулись - работы был ещё непочатый край. Пока не построили объект “Укрытие”, выбросы со станции продолжались.

Полесское сейчас - город-призрак, его так и не удалось очистить от радиоактивного заражения и пришлось полностью расселять.


Ликвидаторов поделили по цвету паспорта

Сейчас в Нарвском союзе ликвидаторов состоят практически только граждане России.

- Ликвидаторам с синими и серыми паспортами мы просто ничем не можем помочь, - объясняет Сергей Непримиров. - Россия платит пенсию своим гражданам. А в Эстонии на 5 лет раньше выходят на пенсию те, кто был отправлен в Чернобыль военкоматом - они считаются репрессированными. Те, кого отправляли предприятия, по логике эстонского государства, могли отказаться от командировки, и льгота им не полагается. Ещё некоторые льготы получают граждане Эстонии по рождению, такие “нужные”, как, например, бесплатный вход на певческий праздник…

- Всё же нужно делать и отделение союза для граждан Эстонии, - считает доктор Куликов.
Только недавно льгота для чернобыльцев появилась на городском уровне - по решению горсобрания с 1 мая они смогут бесплатно пользоваться автобусами в Нарве.


«Чернобыльский Спас» для домовой церкви

В 2012 году Сергей Непримиров случайно наткнулся в интернете на статью о том, что липецкие ликвидаторы отдали на реставрацию икону “Чернобыльский Спас”. Сергей созвонился с соратниками из Липецка и выяснил удивительную историю этой уникальной иконы.

- Икона приснилась умершему уже сейчас чернобыльцу с Украины, - рассказал Сергей Непримиров. - На иконе изображены Иисус Христос, Богородица и Архангел Михаил, а под ними - обгоревшая сосна, реальная сосна, которая стоит у атомной станции, и падающая звезда, которая символизирует неродившихся детей. Вокруг сосны изображены ликвидаторы - и умершие, и живые - пожарный, медик, военный. Церковь разрешила изображать живых людей, но только чтобы не было видно лиц - и поэтому они нарисованы в респираторах.

Нарвские ликвидаторы решили сделать список с этой иконы. За работу взялись иконописцы Сергей и Ольга Соколовы из Ульяновская.

- Всё получилось, наверное, потому что Господу было так угодно, - вспоминает Сергей Непримиров. - В конце сентября нарвский предприниматель Микрюков, который состоит в церковном совете, сообщил, что икона будет нужна 3 октября на освящении нового храма на улице Мыйза. И буквально тем же вечером мне пришло письмо о том, что икона готова, забрать её можно в Москве.

2 октября Сергей получил икону. Нужно было торопиться обратно - сначала в Нахабино, где его ждала машина. Но возникла проблема - нужно было ехать на такси, а таксисты-таджики просили за поездку слишком дорого.

- Я для себя посчитал, что больше двух с небольшим тысяч дать не могу. Обратился к таджику, спросил - ты верующий? - вспоминает Сергей. - Он сказал, что да. Я рассказал ему, что везу икону, что мне срочно нужно в Нахабино. Спросил, вот сколько тебе хватит совести просить денег с другого верующего? И таксист сказал: Аллах с тобой, за 2 тысячи довезу.

В 8 утра 3 октября 2015 года, прямо накануне освящения храма, икона уже была в Нарве.

- Когда передавали икону, я спросил у владыки благословение, чтобы храм стал домовым для чернобыльцев, и он благословил, - рассказал Сергей Непримиров.


Николай Андреев



0
Seti
 SETI.ee ()
Вконтакте
 ВКонтакте (0)
Facebook
 Facebook (0)
Мировые новости