Вход пользователей
Пользователь:

Пароль:

Чужой компьютер

Забыли пароль?

Регистрация
Меню
Разделы

Реклама











Сейчас с нами
398 пользователей онлайн

За сегодня: 0

Уникальных пользователей за последние сутки: 11179

далее...
Счетчики

Top.Mail.Ru
Реклама




Это интересно : К барьеру, дамы и господа!
Автор: Мastak в 04/03/2005 12:59:45 (1741 прочтений)


Дуэль - опасная игра, в которой на кон ставились не деньги, имущество или женщины. Во время поединка банковала сама Смерть. Поэтому соперники не имели права на карт-бланш и полагались только на Удачу и на свою верную руку. Проигравший расплачивался собственной Жизнью, сохраняя свою Честь

Пощечина за деньги

Поединки знати и мордобои простолюдинов в античные времена осуждались афинянами и сурово пресекались законом. Древние греки имели весьма оригинальное представление о чести. Сократ на вопрос своих учеников, почему он оставил без ответа пинок, полученный от одного из своих недругов, отвечал: "Неужели я должен буду жаловаться, если меня лягнет осел". Еще большим оригиналом был философ - киник Крат, который появился на улицах Афин с синяком под глазом и табличкой на груди "Это сделал Никодромос".

Поединок - удел гладиаторов, считали гордые римляне. "По законам XXII таблиц" за оскорбление полагалось платить определенный штраф. Имея деньги, можно было разгуливать по городу и отвешивать пощечины каждому встречному. Главное - вовремя уплатить сестерций, дабы не нарушить вышеуказанный закон.

Но менялись времена, менялись и представления о способах отстаивания своей правоты и честного имени. Уже в период раннего средневековья появился юридический феномен под названием "Судебный поединок" (на Руси он назывался "Поле"). Судья, не моргнув глазом, назначал место и время поединка, и на этом миссия правосудия заканчивалась. Истец и ответчик с помощью оружия решали имущественные и другие споры. Кто победил - тот и прав. Женщинам, старикам и калекам разрешалось нанимать поединщиков со стороны. Отъявленные фехтовальщики получили возможность подзаработать, хотя в случае поражения за низкую квалификацию им могли отрубить руку. далее...



Классическая дуэль

Но подобные попытки доказать свою правоту с помощью оружия нельзя назвать дуэлью. Возможно, наиболее точное и лаконичное определение классической дуэли, которая сформировалась уже к концу XV века, сделал писатель П. А. Швейковский: "Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и обстановки выполнения боя". Из этого определения можно выделить следующие основные признаки классической дуэли:

1. Цель дуэли - удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе);

2. Участников дуэли только двое (а не "стенка на стенку"), т. е. оскорбленный и его обидчик (два - по-французски deux, отсюда само слово "дуэль");

3. Средство дуэли - смертоносное оружие (а не кулаки, как у купца Калашникова с Кирибеевичем);
4. Наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.

Поединки королей

В XVI веке монархи вдруг опомнились и начали пресекать кровавые разборки своих подданных. Но результаты их гуманных нововведений были довольно сомнительны. Например, во времена царствования Генриха IV погибло около 4 тыс. человек. За 8 лет регентства Анны Австрийской при малолетнем Людовике ХIV на дуэлях пало более 5 тыс. дворян.


Повелители, законодатели и церковь стремились положить конец кровопролитиям, но как светские люди с теми же понятиями о чести, сами были не прочь сразиться и кровью смыть обиду или оскорбление.
Известен случай, когда сам французский король Франциск I вызвал на дуэль германского императора Карла V.
Шведский король Густав Адольф, прославленный полководец первой половины XVII века, своими указами энергично преследовал дуэли. Но однажды оскорбленный его пощечиной полковник, не имея возможности вызвать самого короля, оставил службу и выехал из страны. Его величество нагнал бывшего офицера на границе, и сам вручил ему пистолет со словами: "Здесь, где кончается мое королевство, Густав Адольф уже более не король, и здесь, как честный человек, я готов дать удовлетворение другому честному человеку". Дворяне, включая монархов, с презрением относились к тем, кто уклонялся от поединков. Им приходилось покидать королевскую службу, о появлении при дворе не могло быть и речи.
Запреты на дуэли дворянство воспринимало как покушение на свои свободы, на право распоряжаться своей жизнью по собственному разумению. Даже яростный противник дуэлей кардинал Ришелье писал в своих мемуарах, что считает наказание за дуэли строгостью бесполезной и неудобоисполнимой. Но это не помешало ему отправить на эшафот Монморанси де Бутвиля. Тот явно зарвался, устроив поединок среди бела дня под окнами всесильного первого министра при стечении более 200 зрителей, да еще в Пасху.

Воинствующие амазонки

Несмотря на то, что дуэль всегда и везде считалась мужским занятием, известны случаи, когда к барьеру выходили представительницы прекрасного пола, и даже, бывало, ради защиты мужской чести. В 1827 году во Франции мадам Шатеру, узнав о том, что ее муж получил пощечину, но не потребовал сатисфакции, сама вызвала и серьезно ранила его обидчика в поединке на шпагах. Француженкам принадлежит и честь открытия списка женских дуэлей: в первой половине XVII века, при кардинале Ришелье, скрестили шпаги маркиза де Несль и графиня де Полиньяк.
Самой знаменитой дуэлянткой стала оперная певица Мопэн. Блестящая фехтовальщица, она брала уроки у своего любовника, лучшего парижского учителя фехтования Серана. Мопэн с ее необузданным характером буквально наводила страх на окружающих. Как-то на балу она оскорбила одну знатную даму, в связи с чем ей было предложено покинуть танцевальный зал. Певица согласилась сделать это лишь при условии, что вместе с нею выйдут все мужчины, которые недовольны ею. Такие смельчаки нашлись. Мопэн по очереди заколола их, вернулась в зал и продолжила веселиться. Это произошло во время правления Людовика XIV, весьма непримиримо настроенного к дуэлям и поначалу певице грозило суровое наказание, но затем король, восхищенный смелостью Мопэн, помиловал ее.
Русские дамы в дуэлях, слава Богу, не участвовали (если не считать роли секунданта, которую однажды исполняла девица-кавалерист Надежда Дурова).

Мы сами с усами

Если в Европе старались всячески смягчить условия дуэли, то в царской России их, наоборот, ужесточали, уменьшая дистанцию до 10 и менее шагов, договариваясь стреляться до смерти.
Ретивый молодой корнет или подпоручик мог за косо брошенный взгляд или противное суждение в мелочном споре вызвать на дуэль седого штабс-капитана, прослужившего в войсках 25-30 лет и обремененного семьей. Можно, конечно, геройски подставить голову под пулю, но пенсия вдовам убитых на дуэли не назначалась. Кстати, в Германии запрещалось участвовать в поединках офицерам, имеющим семьи.
Популярный в армии генерал М. И. Драгомиров был одним из немногих, выступавших за запрещение дуэлей, объясняя это так: "Могут ухлопать будущего Лермонтова или Суворова". Кстати, о Суворове: известно, что великий полководец, храбрость и мужество которого не подлежат сомнению, получил от Нащокина целых три пощечины и бегал от него, усмехаясь: "Боюсь его - он дерется".


Негласный девиз всех дуэлянтов: "Я ставлю свою честь настолько высоко, что для ее восстановления готов пожертвовать жизнью" практически был закреплен в "Правилах поединка", опубликованных в России: "Всякое слово, письмо, движение, жест, рисунок, которые задевают самолюбие, чувство собственного достоинства и честь, - есть оскорбление".
Пушкин в свой кишиневский период вызывал на поединки всех и вся. "Честь поэта" была задета одним собеседником, который утверждал, что видел град в 3 фунта весом. Пушкин назвал незадачливого рассказчика подлецом, что, разумеется, привело к поединку. Другой раз он, 20-летний юнец, демонстративно отменил на балу танец, заказанный одним из офицеров. В результате - дуэль с командиром полка, ветераном наполеоновских войн. Однажды Пушкин вызвал на дуэль своего собеседника, который удивился, что он не читал какой-то известной книги. В марте 1820 года Е. А. Карамзина пишет Вяземскому: "У Пушкина каждый день дуэли".
На дуэли дрались декабристы Оболенский, Бестужев, Рылеев, Лунин. Тело Грибоедова после ужасного разгрома русского посольства в Тегеране смогли опознать лишь по изуродованной на дуэли руке.
"Для чего офицеры? Для войны. Что для войны раньше всего требуется? Смелость, гордость, умение не сморгнуть перед смертью. Где эти качества всего ярче проявляются в мирное время? В дуэлях". Это говорит Шурочка из "Поединка" Куприна.

Пуля за косой взгляд

Боязнь показаться трусом в глазах общества заставляла вызывать на дуэль и принимать вызов по самым ничтожным поводам. Большой резонанс в русской военной печати получил такой случай. Два молодых подпоручика, школьные друзья, вместе окончившие военное училище, что-то не поделили между собой и в сердцах надавали друг другу по физиономии. Суд офицерской чести постановил: честь офицеров может быть восстановлена только поединком, в противном случае - оставление службы с позором. Финал этой банальной истории трагичен. Давно помирившиеся друзья, боясь прослыть трусами, вышли к барьеру и смертельно ранили друг друга.
Словом, как ни старалось государство поставить дуэль под власть закона, ничего у него не получилось. Ни во времена Петра, который поединки запрещал, ни во времена последних царей, которые, пусть и с оговорками, поединки поощряли. Благодаря постороннему вмешательству только более зримым становилось то, что было в дуэли благородного и истинно мужского. Дуэльный обычай, несмотря ни на что, жил и развивался по своим собственным законам, отражающим общественные настроения, а не желания властей. И почти всегда был протестом - явным или неявным - против насаждавшейся несвободы.

Дуэли по-советски

Грянула революция. Пролетарии решили уничтожить дворянское сословие и их "гнусные" традиции.
Но все же до нас дошла одна интересная история сталинского времени:
Двое заключенных на одном из бесчисленных островков ГУЛАГа в выходной, объявленный в честь 1 мая, устроили соревнование - по очереди читать друг другу стихи русских символистов. Проходит час, другой, третий - наконец у одного из них запас стихов иссякает. Победитель Сергей Снегов позволяет себе насмешку над проигравшим и в ответ - отнюдь не в шутку! - получает вызов на дуэль. Дело в том, что проигравший - Лев Гумилев, сын двух великих поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой, просто не мог смириться со своим поражением в "поэтическом турнире"... До самой смерти, а умерли они почти в одно время, Снегова и Гумилева связывала нежная дружба, звали они друг друга "Левкой" и "Сережкой". Но тогда, в лагере, употребили на подготовку к поединку несколько недель (ведь необходимо было хотя бы подобие настоящего холодного оружия - о пистолетах речь по понятным причинам не шла), и кто знает, что было бы, не разведи их случайно лагерное начальство в разные бараки и на разные работы. После освобождения Гумилев разыскал Снегова и первое, что сделал, признал себя в том споре неправым и отменил вызов.
В наше время формы и методы восстановления справедливости и поруганной чести приобрели более цивилизованный характер, очень похожий на тот, который существовал еще в Древней Греции и Римской империи. Разве что телесные наказания отсутствуют. Хамы и хулиганы рискуют теперь не жизнью и здоровьем, а собственным кошельком или свободой. В Административном и Криминальном кодексах есть статьи, защищающие достоинство гражданина, так что оскорбленному современнику вовсе не нужно швырять в лицо обидчика перчатку и бежать в оружейный магазин. О сохранности своей чести теперь не нужно беспокоиться лично, - на то есть соответствующие органы. Главное вовремя заявление написать и нанять хорошего адвоката.
Но внутренняя потребность человека отстаивать поруганную честь в равном поединке не исчезла. И кто знает, может, и среди наших читателей есть люди, которые готовы рискнуть жизнью ради сохранения своего достоинства.

ft.kiev.ua

0
Seti
 SETI.ee ()
Вконтакте
 ВКонтакте (0)
Facebook
 Facebook (0)
Мировые новости