Вход пользователей
Пользователь:

Пароль:

Чужой компьютер

Забыли пароль?

Регистрация
Меню
Разделы

Реклама











Сейчас с нами
294 пользователей онлайн

За сегодня: 0

Уникальных пользователей за последние сутки: 11179

далее...
Счетчики

Top.Mail.Ru
Реклама




Разное : Штурм Нарвы
Автор: CaneCorso в 26/07/2014 07:10:00 (8030 прочтений)


Советские разведчики из подразделения лейтенанта Заносиенко среди городских развалин во время штурма Нарвы. Красноармейцы вооружены пистолетами-пулеметами Судаева образца 1943 года (ППС-43). Источник: Эстонский Исторический Музей (EAM) F3971.

Ровно 70 лет назад, 26 июля 1944 года, в 8 часов 30 минут, 546 и 559 полки Красной Армии взяли город Нарву. Над городом взвился красный флаг, водруженный лейтенантом Дмитрием Сергеевым и старшим лейтенантом Хормом на нарвской водокачке. В тот же день в Москве прогремел артиллерийский салют из 224 орудий, посвященный бойцам Ленинградского фронта, освободившим первый эстонский город - Нарву.

Далее...



Бои за взятие нашего города велись более 6 месяцев. Сразу после освобождения блокадного Ленинграда, 27 января 1944 года, три армии (Вторая, Восьмая и Пятьдесят девятая) Ленинградского фронта подошли к правому берегу реки Нарова.

В боях за Нарвский плацдарм, по разным оценкам, погибло около 60 тысяч человек. 47 воинов в боях за город получили высокое звание Героя Советского Союза, Четыре человека стали дважды Героями Советского Союза. 28 воинских частей были удостоены почетного наименования “Нарвская”. Наименования этих воинских частей можно увидеть на памятной стене на бастионе “Триумф”.

Число 26 июля в Нарве с советских времен принято считать датой освобождения Нарвы. Традиция хорошая уже потому, что помнят, а во-вторых, потому, что выстраданная – уж слишком много пришлось этому городу повидать всякого рода захватов и оккупаций. Точности ради, впрочем, следует сказать, что занимали Нарву советские части очень даже тихо и спокойно.


Основные бои на Нарвском фронте развертывались с начала февраля по июль 1944 г. южнее и севернее Нарвы, и за несколько дней до начала советского наступления немецкое командование отдало приказ оборонявшим линию реки Наровы частям отойти на заранее подготовленную позицию Танненберг на линии Муммасааре-Синимяэ.

Не было никаких ожесточенных уличных боев, которые одни, несомненно, использовали бы в качестве аргумента героической обороны и захвата (оккупации) Нарвы, а другие, их идеологические противники, как подтверждение не менее героического взятия и освобождения Нарвы. Были две старушки, изможденные и уставшие от войны, да груда развалин на месте некогда величественного барочного города. Так для Нарвы закончилась Вторая мировая война... А как же она началась для Нарвы?

Газетам никто не верил

Стоял жаркий июль 1941 года. Многие нарвитяне грелись на солнце в районе Липовки и с любопытством глазели на немецкие самолеты, то и дело кружившие над городом. О приближении войны свидетельствовало множество военной техники и военных, лица которых становились день ото дня мрачнее, да официальные сведения в газетах, которым, впрочем, никто не верил. Так, в них писалось о том, что враг разбит и выгнан из Эстонии, а все его самолеты сбиты.

Между тем реальность свидетельствовала об обратном: что не фашисты, а советские войска терпят поражение. И валявшиеся на окраине города обломки сбитого самолета с красными звездами убеждали в том, что сбивают все-таки больше советские самолеты. Люди не были еще напуганы войной и при звуке сирены, установленной на башне Германа, многие не шли в приспособленные под бомбоубежища казематы нарвских бастионов, не отказывая себе в удовольствии понаблюдать, как бежит «легендарная и непобедимая» Красная армия.

15 июля выдался на редкость жарким и душным, в воздухе, казалось, накопилось напряжение, готовое разразиться оглушительным громом. К обеду над городом стали скапливаться темные грозовые облака. Пути близ Нарвского железнодорожного вокзала были забиты эшелонами. В ожидании, когда освободятся пути, около вокзала стояли 2 эшелона, груженые горюче-смазочными материалами, около железнодорожного моста находился советский бронепоезд, на четвертом и пятом пути стояли пассажирские вагоны с беженцами из Таллинна.

Напротив Воскресенского собора стоял с десяток набитых людьми для отправки в Россию вагонов для перевозки скота. За ним, как раз напротив жилого района Уускюла, уже второй день ожидал свою очередь эшелон из 15 вагонов, груженый боеприпасами и морскими минами на открытых платформах. Вокзал был заполнен красноармейцами.


Стер с лица земли в одно мгновении

В четверть четвертого вдруг из-за облаков, скопившихся над Нарвой, вынырнуло несколько немецких бомбардировщиков в сопровождении двух истребителей. На подлете к вокзалу на низком бреющем полете самолеты из бортовых пулеметов открыли огонь по загоравшим на пляже людям, а также прошили очередями вагоны с депортируемыми людьми.

Затем произошел колоссальной силы взрыв. Бомбы попали в груженые минами платформы, представлявшие собой идеальные мишени. Город затрясся, как от землетрясения. Взрыв был слышен на десятки километров, а в радиусе 5 км взрывной волной у домов были выбиты стекла, рамы. Стекла были выбиты даже у домов в районе Сийвертси. Практически на всех церквях города слетела обшивка крыш и башен, а у наиболее близко расположенных к эпицентру взрыва Владимирской и Александровской церквей разрушены крыши.

В одно мгновение взрыв стер с лица земли целый городской район - Уускюла, в основном застроенный деревянными домами, а на месте эшелонов с боеприпасами образовалась громадная воронка диаметром более сотни метров. Повсюду в городе валялись обломки искореженного металла и рельс. Некоторые куски рельс длиной около полутора метров были найдены около здания почты (место гостиницы «Ингер») и на Ратушной площади. У здания вокзала, где до налета скопилось большое количество красноармейцев, после взрыва были найдены разорванные останки более 30 человек. Многих жителей прилегающего района Уускюла убило просто взрывной волной. Трупы лежали полуобнаженные, поскольку воздушная волна содрала с них одежду.

У вагонов с депортируемыми, стоявших в ста метрах от платформ с минами, воздушная волна в одно мгновение содрала доски на обшивке, оставив одни железные каркасы.

Как ни странно, люди в вагонах не пострадали и, невольно радуясь такому необычному освобождению, разбежались по городу.

Переселились в казематы

В последующие дни население города, наученное горьким опытом, переселилось в казематы нарвских бастионов. Особенно «популярными» стали сухие двухэтажные казематы бастиона Виктория и Гонор, где в довоенное время для туристических экскурсий были проделаны дверные проемы, произведено осушение и проведено электричество.

Казематы наполнились мебелью, посудой, зашипели примусы. Кто-то из предприимчивых притащил с собою складную кровать и завел граммофон. Под сводами крепостных сооружений шведской эпохи раздавались тихий шепот женщин, ругань мужчин, детский плач.

Наверху во всю шла эвакуация войск. В Нарву прибыл состав с партийным руководством, и город стал на время, по существу, столицей Советской Эстонии. Однако и на товарищей коммунистов взрыв подействовал: прекратились митинги, политруки на улицах не устраивали общих читок сведений с фронта о победоносном шествии Красной Армии. Все вдруг озаботились спасением своего имущества и жизни.


Истребительные команды поджигали и громили
В середине августа стало ясно: город будет оставлен. На улицах Нарвы стали действовать истребительные команды, поджигавшие и громившие общественные здания. Тем, кто пытался их остановить, угрожали расстрелом.

В здание почты бросили несколько гранат и подожгли. То же самое пытались делать и с представительным зданием Нарвского общества домовладельцев (здание Нарвской мэрии, где сейчас на первом этаже располагается Нарвская контора Хансабанка), однако благодаря некоторым горожанам огонь был вскоре потушен. Спустя месяц после разрушительных последствий налета немецких бомбардировщиков 15 июля и последующих систематических бомбардировок немецкой авиацией и артиллерией город был разрушен уже на четверть.

Однако война для Нарвы тогда, в далеком августе 1941 года, только начиналась...


Немецкая пехота переходит мост через реку Нарва на фоне Ивангородской крепости.


Солдаты войск СС в окопе под Нарвой.


Советские бойцы рассматривают сбитый 6 августа 1941 г. истребитель Мессершмитт Bf.109F (номер 8906) командира 2-й эскадрильи 54-й истребительной эскадры (2./JG 54) обер-лейтенанта Рейнхардта Гейна (Reinhardt Hein). Самолет подбит в воздушном бою в районе Нарвы, зацепился за линию электропередач, совершил вынужденную посадку. Пилот захвачен в плен.


Советские солдаты в освобожденной Нарве. Они вооружены пистолетами-пулеметами ППС-43 и ППШ-41.













Источник

0
Seti
 SETI.ee ()
Вконтакте
 ВКонтакте (0)
Facebook
 Facebook (0)
Мировые новости