Вход пользователей
Пользователь:

Пароль:

Чужой компьютер

Забыли пароль?

Регистрация
Меню
Разделы

Реклама









Сейчас с нами
255 пользователей онлайн

За сегодня: 0

Уникальных пользователей за последние сутки: 9542

MONMOON, далее...
Счетчики

Top.Mail.Ru
Реклама




Нарва : «У нас почти не было видеоуроков»: родители хотят знать, есть ли правила у дистанта
Автор: CaneCorso в 03/02/2021 07:10:00 (2537 прочтений)


Дистанционный урок английского языка у 11-го класса Нарвской Пяхклимяэской гимназии ведет преподаватель Анастасия Ананьева. Снимок иллюстративный. Фото Ирина ТОКАРЕВА

Второй, зимний период дистанционного обучения, а также высокий уровень заболеваемости ковидом, из-за которого дистант в нарвских школах закончится не так быстро, как многим хотелось бы, тревожит родителей: по мнению многих, их дети получали в этот период «ненастоящее образование», пишет НГ

Далее...



Ютуб вместо учителя

На прошлой неделе в нашу редакцию обратилась мама ученицы Нарвской Кренгольм­ской гимназии: по ее словам, у дочери, ученицы седьмого класса, с момента, когда нарвские школы во второй раз перешли на дистант, не было видеоуроков ни по одному из основных предметов, кроме английского. Вот что рассказала мама:

«Ни одного видеоурока по математике, русскому, эстонскому языку не было, единственный предмет, по которому такие уроки велись – английский в рамках расписания. Видеоуроков было мало и в первую волну коронавируса, но тогда, понятно, у школ опыта такого не было, а за это время можно было все наладить.

Задания нам присылаются регулярно, если дается новая тема— отправляется ссылка на ролик в ютубе, с помощью которого дети должны разбирать новую тему. Домашние задания и свои вопросы дети должны отправлять на электронную почту. Но, поскольку дети не очень ответственно к этому относятся, если вопросы возникают, они обычно не пишут и не связываются с учителем.

Стало быть, весь новый материал они должны освоить сами. Насколько нам известно, в других школах и видеоуроки по основным предметам есть, и обратная связь налажена.

Получается несправедливо: учиться дальше, сдавать экзамены – всем детям одинаково нужно, а образование дается всем по-разному.

Есть ли какой-то контроль, кто должен отслеживать эту ситуацию? Неужели все зависит только от ответственности учителя?». По мнению мамы, различные обучающие ролики в Ютубе полноценный учебный процесс заменить не могут. «Дочь всегда хорошо справлялась с учебой самостоятельно, поэтому я долгое время проверяла лишь оценки в e-kool. И лишь недавно поняла, что уроков в зуме, по сути, не было», – пояснила мама то, почему она озаботилась этой проблемой именно сейчас.

По поводу данной конкретной ситуации мы обратились к директору Нарвской Кренгольмской гимназии Ирине Янович.


Директор: «Все проблемы решаемы»

– Мама ученицы седьмого класса вашей школы рассказала газете, что, начиная с декабря, когда школы перешли на дистанционное обучение, у ее дочери не было ни одного видеоурока по основным предметам, за исключением видеоуроков английского языка. Могли бы вы прокомментировать эту жалобу?

– О том, что поступила жалоба от родителей ученицы, как ни странно, я узнаю только сейчас от вас: на мое имя никаких жалоб не поступало. Не поступало никаких сообщений о такой жалобе и от Отдела культуры, с которым мы тесно сотрудничаем. Поэтому комментарии я смогу дать только после того, как разберусь в ситуации, выслушаю вторую сторону.

Однако учитель самостоятельно планирует свою необходимую работу, и специальных распоряжений со стороны министерства или же установленных законом норм: сколько и каких видеоуроков должно быть проведено, по каким предметам – нет. Есть лишь рекомендации, какого порядка работы лучше придерживаться в период дистантного обучения.

Как правило, если у родителей есть вопросы, они приходят к нам, ни одному родителю еще не было отказано в помощи. Но ситуация, когда сразу же обращаются в газету, минуя завуча и администрацию, возникла впервые, и это меня удивляет.

– Мы тоже спросили об этом. Мама пояснила, что дочери в школе учиться еще долго, поэтому она не хотела бы в дальнейшем прослыть «жалобщицей» и в результате получить негативное отношение к своему ребенку со стороны учителей и администрации. Мы ни в коем случае не утверждаем, что это действительно было бы так, но отчасти понимаем эти опасения.

– Ярлык «жалобщицы» в школе никогда не навешивают, потому что есть много разных ситуаций, когда надо помочь родителям.

Вопросами учебного процесса, в том числе и уроками в Zoom-среде, учебной статистикой занимается завуч, все родители это знают и довольно часто к ней обращаются. Мы ведь тоже сохраняем конфиденциальность: если к нам родитель пришел и попросил обратить внимание на ту или иную проблему в одном из классов, мы иногда и фамилию не называем, а просто собираем рабочее совещание с учителями этого класса и прорабатываем эту ситуацию, находим решение.

Когда мы перешли на дистанционное обучение, все были неопытны: и учителя, и дети, и родители. Жаловались, что количество выдаваемых на дом заданий чересчур велико. Была проблема с тем, что не все ученики класса могли войти в Zoom. Как лучше вести уроки труда и музыки? Много всего обсуждалось, а родители всегда нам были в помощь. Если проблема возникла, ее лучше сразу проговаривать.


Как сдать экзамены?

Однако это далеко не единственное обращение к нам со стороны родителей. К примеру, родители двенадцатиклассников волнуются, как отра­зится дистант на сдаче выпускных экзаменов. «Сын только вышел на учебу – и сразу «зашел» из-за того, что их класс был вынужден уйти на карантин. Дома почти не занимается, на многие задания, которые присылают из школы, просто «забивает», а если и делает что-то, то кое-как, спустя рукава. Во время обычного обу­чения такого не было, учился вполне прилично. Только сейчас мы понимаем, как его дисциплинировали обычные занятия», – вот одна из типичных историй, которыми поделились родители.

Отметим, что еще одна причина того, что родители держат свои тревоги при себе вместо того, чтобы обращаться к администрации школы, заключается в том, что они не знают, есть ли какой-то общий регламент того, как должно быть организовано дистанционное обучение в школах: сколько должно быть видеоуроков в неделю и какой продолжительности у учеников разных ступеней? Должен ли быть у учеников и родителей дополнительный, помимо e-kool, канал связи с учителями и школой? Разрабатывало ли Министерство образования такие единые правила? Все эти вопросы мы адресовали городской Службе образования, а также Министерству образования и науки.


Видеоуроки: «Главное – нет общей методики»

Юрий РАУД,
учитель труда Нарвской Православной гимназии.


– Юрий, как у учителя, который активно проводит видео­уроки, у вас есть мнение, сколько всего видеуроков в неделю должно быть в классе? Кто-то из учителей и родителей жалуется, что их слишком много, кто-то, наоборот, – что слишком мало. Каким может быть минимум, который и учителя, и ученики могут выдержать?

– Невозможно говорить о каких-то конкретных нормах, так как это зависит от очень многого: от содержания предмета, учительской нагрузки в целом, владения дигитальными навыками. Но главное – нет общей методики того, как проводить бесконтактное обучение. И это понятно: если методики привычного нам очного обучения разрабатывались, проверялись и обкатывались годами, и этим занимались специалисты Министерства образования, то бесконтактное обучение – дело новое.

Как учитель, могу сказать, что на подготовку интересного видеоурока требуется в три раза больше времени, чем на подготовку обычного урока. У меня не так много часов, как у коллег, поэтому есть время подготовиться. Но в целом на плечи учителей ложится дополнительная нагрузка. Есть и учителя, которые могут сказать: нас в институте не готовили к тому, чтобы проводить видеоуроки – проведите для нас дополнительное обучение, дайте нам методику – тогда мы будем этим заниматься. И это – тоже позиция, которую сложно осуждать.


Министерство образования: государство ничего не предписывает школам, но дает рекомендации

Елена Земскова, заместитель руководителя коммуникационного отдела Министерства образования и науки:


- Один из основных принципов системы образования в Эстонии заключается в большой автономности наших школ и учителей. Это означает, что государство не предписывает учителям и школам, что именно, посредством какой методики и с использованием каких именно учебных материалов следует преподавать в школах. Система построена так, что содержание обучения и результаты, которые должны быть достигнуты к определенному моменту, утверждены в общегосударственных программах обучения (для основной школы и гимназии соответственно), затем каждая школа утверждает свою школьную программу обучения и самостоятельно решает, как проводить учебный процесс, чтобы обеспечить достижение учебных результатов - как, в каком темпе, какими методами и при помощи каких учебных материалов.

Наши учителя - квалифицированные специалисты, обладающие достаточной компетенцией для того, чтобы самостоятельно руководить учебным процессом и принимать решения, в наибольшей степени соответствующие потребностям и особенностям учеников.

При переходе на дистанционное обучение этот принцип сохраняется. Поэтому четких правил, каким образом, при помощи каких устройств, каких материалов следует проводить обучение, государство не предписывает. Это касается и организации учебного процесса - какие каналы связи удобнее всего для каждой конкретной школы или класса, какие цифровые устройства и программы использовать, показать на уроке презентацию или дать материал для самостоятельного обучения, как организовать школьное питание - все эти вопросы решают сами школы. В практических вопросах во внедрении общегосударственного универсального подхода необходимости нет - в Эстонии примерно 350 школ и решения, подходящие для маленькой сельской школы с 20 учениками, не подойдут столичной школе с тысячью учеников и тремя учебными зданиями.

Перед началом нынешнего учебного года, когда было принято решение, что полного перевода учебных заведений на дистанционное обучение следует избегать, и стояла задача как можно дольше сохранять возможности для обучения в обычном режиме, всем школам страны были разосланы рекомендации по организации учебного процесса. В рекомендациях были перечислены важнейшие моменты, на которые нужно обратить внимание и на основе которых каждой школе следовало продумать, как именно при необходимости перейти на дистанционное обучение с учетом особенностей самой школы (количество учителей и учеников, обучаемых классов, количество детей с особыми образовательными потребностями, количество учителей и учеников, относящихся к группе риска, и т.д.).

Эти рекомендации постоянно дополняются и обновляются в соответствии с изменениями эпидемиологической ситуации и установлением ограничений (когда распространение вируса стало расти и все больше школ стали частично или полностью переходить на дистанционное обучение), а также с учетом обратной связи, полученной от школ и местных самоуправлений.

Все рекомендации, разосланные школам, опубликованы и на сайте министерства образования. Например, в обновленном руководстве, отправленным школам 10 декабря, когда все школы страны в соответствии с распоряжением правительства были переведены на дистанционное обучение, особенно подчеркивалось, что в условиях полного дистанционного обучения школам следует обеспечить подходящую среду и руководство учебным процессом. Руководство учебным процессом подразумевает, что существуют четкие договоренности между всеми участниками учебного процесса о том, как происходит обучение, в какой среде, что учителя ежедневно общаются с учениками, дают задания и указания по их выполнению, объясняют критерии оценивания, предоставляют обратную связь и так далее.

Также даны рекомендации по продолжительности видео-уроков для учеников разных возрастов: для учеников 1-6 классов видео-урок не должен быть длиннее 20 минут, ученики старших классов могут участвовать в видео-уроке продолжительностью до 50 минут. Помимо этого министерство обратило внимание школ на важность поддержки психологического и физического здоровья учеников, прокомментировало обязанности и права сторон в действующем правовом поле и т.д. О том, как в школе, где учится их ребенок, организовано дистанционное обучение, родители могут узнать, обратившись к классному руководителю или дирекции школы.

В условиях кризиса особенно важно умение быстро ориентироваться и адаптироваться к изменениям. Все решения о введении ограничений, в том числе о переводе на дистанционное обучение, обусловлены развитием ситуации и являются вынужденными мерами, направленными на предотвращение распространения вируса.

К сожалению, в кризисной ситуации не всегда возможно предсказать развитие событий, как невозможно и ответить на вопрос, возникнет ли необходимость снова перевести школы на дистанционное обучение.

Эпидемиологическая ситуация зависит от сознательности поведения каждого из нас и соблюдение или несоблюдение правил, составленных под руководством экспертов, напрямую влияет на то, дистанционно или очно учатся в школах наши дети.


Служба образования: «Онлайн-уроки должны составлять не менее половины от объема всей учебной работы»

Лариса ДЕГЕЛЬ,
руководитель службы образования Отдела культуры:


- Согласно руководству Министерства образования и науки дистанционное обучение - форма обучения под контролем и руководством учителя. То есть дистанционное обучение - это не только самостоятельная работа учащегося или обучение, управляемое родителем ученика. Дистанционное обучение, конечно же, предполагает самостоятельное выполнение заданий учащимся, однако доля такой самостоятельной работы не может превышать половины от объема всей учебной работы. Таким образом, успешное дистанционное обучение, безусловно, предполагает проведение онлайн-уроков (или видео-уроков), которые позволяют учащимся и учителю общаться напрямую, дают возможность задать вопросы, получить консультацию и поддержку, комментарии и обратную связь.

Онлайн-уроки должны составлять не менее половины от объема всей учебной работы. Согласно рекомендациям министерства, продолжительность урока может варьироваться от 20 до 50 минут в зависимости от темы и целей занятия, возраста школьников, других важных обстоятельств.

Дистанционное обучение, как и выполнение учебной программы в форме контактного обучения, - компетенция школы. Контроль за выполнением учебной программы входит в ответственность администрации школы. Организационная часть дистанционного обучения должна быть прописана во внутришкольных документах (внутришкольном распорядке, школьной учебной программе, распорядке дня и т. д.).

Отдел культуры неоднократно консультировал руководителей школ по вопросам, связанным с организацией дистанционного обучения: школам были предоставлены инструкции со стороны Министерства образования и науки, принципы, методы и результативность дистанционного обучения были предметом обсуждения на регулярных рабочих совещаниях. Весной самым актуальным вопросом было обеспечение школьников всем необходимым для проведения онлайн-обучения: школы решали проблемы с использованием дигитальных платформ, определялись с выбором материалов и методик. Отдел культуры в сотрудничестве с Союзом защиты детей прилагал все усилия, чтобы обеспечить всех нуждающихся в дигитальных устройствах учеников необходимым оборудованием. 146 семей, предоставивших информацию о трудностях в приобретении компьютеров, на данный момент получили компьютеры и другое оборудование. Ожидается, что в связи с целевой поддержкой Министерства образования и науки, выделенной Союзу защиты детей для покупки дополнительных компьютеров, школы смогут также в дальнейшем предложить своим ученикам и компьютеры в аренду.

Осенью более актуальными стали вопросы организации и принципов дистанционного обучения. В сентябре для директоров было организовано дополнительное обучение о возможностях дистанционного обучения, о том, какие предметы и темы наиболее подходят для такой формы обучения, как обеспечить безопасность онлайн-уроков, как сохранить и защитить данные, какие нюансы необходимо учесть в онлайн-общении, чтобы не допустить недоразумений или непонимания.

На одной из последних встреч с директорами школ Отдел культуры обсудил необходимость проведения внутришкольного анализа организации дистанционного обучения: достаточно ли хорошо осведомлены учителя о принципах, методах, объемах видеоуроков, хорошо ли проинформированы учащиеся и родители, отражены ли основные принципы во внутренних школьных документах, по всем ли предметам предоставляются видеоуроки и консультации, достаточно ли хорошо и ясно это отражено в расписании уроков.

Дистанционное обучение, видеоуроки, использование дигитальных устройств в учебном процессе - тема для наших школ не новая и не неожиданная. Однако применение полного дистанционного обучения - настоящий вызов для всех, связанных с обучением сторон.И только в сотрудничестве – ученик, учитель, родитель, администрация – можно найти наилучшее решение и достичь высоких результатов.


Ирина ТОКАРЕВА



0
Seti
 SETI.ee ()
Вконтакте
 ВКонтакте (0)
Facebook
 Facebook (0)
Мировые новости