Вход пользователей
Пользователь:

Пароль:

Чужой компьютер

Забыли пароль?

Регистрация
Меню
Разделы

Реклама











Сейчас с нами
305 пользователей онлайн

За сегодня: 0

Уникальных пользователей за последние сутки: 11218

далее...
Счетчики

Top.Mail.Ru
Реклама




Нарва : По волнам нашей памяти: Нарвский Дворец Пионеров
Автор: LeRoy в 19/04/2021 07:10:00 (1317 прочтений)


В Нарве тяжелейшие времена: разборка завалов разбитых домов, восстанавливаются фабрики и жилые дома силами стройбатов, пленных немцев, а больше самими нарвитянами, которые шли на восстановительные работы часто после рабочих смен. И в первую очередь восстанавливали школы и детсады.

Далее...



1. Его история.

Документ из Нарвского архива: «В соответствии с планом средних, семилетних, начальных школ и внешкольных детских учреждений по городу Нарва на 1952 год, в целях улучшения воспитательной работы с учащимися, Исполком Нарвского городского Совета депутатов трудящихся решает: Открыть с 15 октября 1952 года в городе Нарва Дом пионеров».

Открыть-то открыли, а поскольку Нарва ещё в руинах, то помещение для него нашли только в соседнем Силламяэ, т. к. там разрушений было меньше.



Ребята занимались в 7 кружках: хоровой, драматический, хореографический, биологический, автодело, авиамодельный, шахматно-шашечный.

Обратите внимание: тяжелейшее положение, полностью разрушен город, не нашли даже уцелевшего здания, тяжёлое материальное положение - а цель по воспитанию учеников уже поставлена, место нашли в соседнем городе и мало пока кружков, но каждый на вес золота, т. к. они залечивали раненые войной детские души. После трагедии войны, после потери близких дети устремились в гармоничное развитие своего будущего.



Низкий поклон первому директору Нарвского Дома пионеров Зинаиде Александровне Веденеевой и первым руководителям кружков, начавшим такую важную воспитательную работу в то тяжёлое время. Эти дети сегодня уже дедушки и бабушки - наверняка рассказали об этом своим внукам. Добро не прервалось, а пошло дальше - и в этом смысл нашей жизни. А главное - в СССР всё делалось для детей в первую очередь.

В Нарве тяжелейшие времена: разборка завалов разбитых домов, восстанавливаются фабрики и жилые дома силами стройбатов, пленных немцев, а больше самими нарвитянами, которые шли на восстановительные работы часто после рабочих смен. И в первую очередь восстанавливали школы и детсады.



Через два года, в 1954 Дом пионеров вернулся в Нарву, на Вестервалли, 20. Сначала ему выделили одну комнату с печным отоплением (занятия кружков проводились при школах и красных уголках предприятий), а уже в 1955 году торжественно открыли Дом пионеров в полностью восстановленном здании на Вестервалли, 20. Занимались в нём 300 ребят.

Отстраивался центр города, восстанавливали Ратушу. В этом самом красивом здании 30 декабря 1963 года Нарва сделала детям Новогодний подарок – торжественно открыли теперь уже не Дом, а именно Дворец пионеров. Такого варианта не было даже в Таллинне и Тарту. Это был мудрый шаг властей - отдать детям лучшее - так было заведено в советское время. Под гостеприимными сводами древнего здания уже работало 30 кружков (КЮМ, оркестр народных инструментов, тур. клуб, юные горнисты и барабанщики, КИД и другие).



Дворцом пионеров он был до 1991 года, когда с прекращением существования пионерской организации его переименовали в Дом творчества школьников, а в 1999-м перевели в здание закрывшейся школы №8.

Это была уже жизнь при капитализме, который ликвидировал и бесплатные кружки, и счастливое советское детство с его многочисленными пионерлагерями детского отдыха, почти бесплатными и доступными для всех. Нет больше той солнечной страны звонкого ребячьего смеха и визга, звуков горна, плесканья и весёлого гомона в море Усть-Нарвы, где всё лето отдыхали и резвились дети Нарвы, Силламяэ, Ленинграда. Летом в городе вообще не было детей, все отдыхали у моря. У меня в душе настоящая боль за это утерянное счастливое детство наших детей и внуков.


2. Моя пионерская жизнь.

В 1965 году с окончанием ЛГПИ им. Герцена нас с женой распределили на работу в Котельскую школу под Кингисеппом. В 1968-м после отработанных там трёх лет меня пригласили в Ленинградский обком комсомола и предложили должность директора Нарвского Дворца пионеров. «Вы были активны в институте, послужили сельской школе, а теперь мы предлагаем Вам стать пионером» — пошутили обкомовцы. «В Нарве хороший Дворец пионеров, много творческих кружков, но надо расширить технический отдел. Мы вспомнили Вас и поручаем это серьёзное дело».

Так летом 1968 года я с семьёй оказался в Нарве. В ГОРОНО встретили радушно и с улыбкой вручили большой железный ключ. Этим ключом я каждое утро, как Буратино, открывал тяжёлую дверь Ратуши-Дворца пионеров целых три года. Они пролетели очень быстро и интересно. С приездом сразу окунулся в организацию финала Всесоюзной военно-спортивной Игры «Зарница» в Нарве.

Коллектив Дворца пионеров занимался приёмом и размещением гостей со всего Союза. Мы размещали их по пионерлагерям, проводили встречи пионеров с гостем «Зарницы» - лётчиком-космонавтом В.Ф.Быковским. Лето было жарким и работа такая же. И в этой работе коллектив Дворца показал умение и сплочённость. Финал всесоюзной «Зарницы» весьма почётное и ответственное дело. Все мы волновались, но всё прошло удачно и в итоге коллектив был награждён грамотами ЦК комсомола Эстонии и горкома. «Зарница» нас сплотила, с началом учебного года мы пошили себе очень красивую тёмно-синюю форму, которая нас дисциплинировала.

Помню осень 1968 года. Эстония отмечала 50-летие Эстляндской Трудовой Коммуны. У здания Ратуши установили Стену памяти коммунарам и 29 ноября при огромном стечении народа на площади состоялся митинг. Из Таллинна прибыла правительственная делегация, ораторы выступали с крыльца Ратуши, было очень торжественно. Теперь на месте памятника – пролом. У капитализма теперь другие герои, но налицо дикое варварство. Во Франции чтят памятник Парижской Коммуне, а у нас всё, что связано с революцией, правящая элитка вымарывает, воюет с памятниками. Такое кощунство история не прощает. В будущем она его исправит.

Дворец пионеров отличается от современного Дома творчества тем, что помимо кружковой работы на нём лежала большая организация пионерского движения по всем школам города. А школы росли как грибы — нужна подготовка школьных вожатых, проведение пионерских слётов, смотров. Всю эту работу умело вела завуч Дворца Тамара Кирилловна Тамм. Хорошо работал массовый отдел. Успешно работал художественный отдел: оркестр народных инструментов Г.М .Толмачёва, танцевальные коллективы А.Х. Тальвика и Н.П.Тумановой, художественная студия Виктора Матвеева, фотокружок Ю. П. Шаркова, кружок инкрустации А.П Розенфельда, авиамодельный Александра Скобелева. На площади перед Дворцом постоянно шли «бои» авиамоделистов. Завхозом у нас была Зара Николаевна Марасанова, она увлекалась мягкими игрушками, и я предложил ей повести такой кружок. У неё всё получилось, и она вела его успешно долгое время.


3. Капитан дальнего плавания.

Гордостью Дворца пионеров был Клуб Юных Моряков капитана дальнего плавания Николая Александровича Калядина, энергичного энтузиаста морского дела. На площади он проводил торжественные построения КЮМовцев перед походами. А походы были по Волге до Астрахани, по Нарове и Чудскому озеру, по Неве и Ладоге. На всесоюзных соревнованиях его ученики часто были призёрами. О КЮМе был снят фильм «Песня короткой реки». КЮМ имел свою морскую форму и на праздничных демонстрациях Дворец шёл двумя колоннами: Дворец пионеров и КЮМ в своей парадной форме и это впечатляло.

Энергии у капитана было много, а идей ещё больше. Пополнялись шлюпками, мечтали о своём учебном судне. Калядин часто заскакивал в мой кабинет и каждый раз восклицал: «Мой директор! Есть такая сумасшедшая идея» и тут же выкладывал её, искоса с хитрой улыбкой ожидал моей реакции. Он напомнил мне кота Матроскина из «Простоквашино»: тот мечтал побольше молочка от коровки получить, а этот – побольше шлюпок и моторов к ним.

Так осенью 1969-го он примчался опять взъерошенный и возбуждённый: «Мой директор! Киношники просят на съёмку наши шлюпки! Мы можем заработать на лодочные моторы!» В Ивангороде и Нарве шли съёмки фильма «Король Лир». В нём принимали участие и много нарвитян в массовках, лошадей дал совхоз «Нарва», нарвские реставраторы и мебельщики делали разные декорации, а теперь очередь дошла и до нас. Дирекция фильма попросила у нас шлюпки, они декорировали их под старинные ладьи. Капитан Калядин радовался сделке, потирал руки «Купим моторы! Нам нужны моторы!». С этой сделкой нам повезло дважды. Мы дали шлюпки на две недели. Прошло три — молчат. Звоним. Объясняют, что выпал снег, а в фильме его не должно быть, ждём, когда растает. Капитан опять взъерошенный ко мне: «Мой директор! Надо брать с них доплату!». Отвечаю: «Неудобно как-то». Калядин: «Сам бог велит нам это сделать. Нам нужны моторы, а они богатые, это для них семечки». Через 2 часа прибегает радостный: «Они согласны, заплатят вдвойне!». Так «Король Лир» помог нам приобрести 3 мотора для шлюпок.

Я очень рад, что дело капитана Калядина не пропало. Выращенные им ученики очень удачно продолжили жизнь КЮМа. В 1987 году, в год его 30-летия, они создали самостоятельное внешкольное учреждение Нарвский Клуб Юных Моряков и успешно развиваются. Во Дворце им было тесновато, а теперь и своё здание и свои причалы и уже такой флот шлюпок, яхт, о которых капитан Калядин только мечтал. Есть даже собственное судно «Фортуна». И нарвские КЮМовцы опять в походах и снова впереди. Низкий поклон работникам Нарвского Клуба Юных Моряков за их важную работу в воспитании нарвских школьников.

Капитан дальнего плавания Калядин создал в Нарве КЮМ, его ученики плывут на нём дальше уже десятки лет, логично было бы присвоить ему имя создателя.

Владимир Калинкин.



0
Seti
 SETI.ee ()
Вконтакте
 ВКонтакте (0)
Facebook
 Facebook (0)
Мировые новости