Вход пользователей
Пользователь:

Пароль:

Чужой компьютер

Забыли пароль?

Регистрация
Меню
Разделы

Реклама











Сейчас с нами
333 пользователей онлайн

За сегодня: 0

Уникальных пользователей за последние сутки: 11179

koks009, далее...
Счетчики

Top.Mail.Ru
Реклама




Общество :  Один день из жизни учителя
Автор: UFFO в 05/10/2005 10:25:00 (1528 прочтений)

Один взгляд на школу

«Школа отбивает у детей охоту учиться!» - на каждом шагу слышим мы. Да, это в буквальном смысле слова так: школа убивает радость познания.
-Я ненавижу Некрасова - признался мне недавно мой давний знакомый. И объяснил почему: - Мы его в школе проходили.
Бедный Некрасов, разве он виноват, что «обязательное чтение» нагоняет на ребят такую тоску?
А одна маленькая девочка - дочь моей приятельницы - целое воскресенье сочиняла стихотворение и потом старательно переписывала его, чтобы показать в школе.
-Ну, что сказала учительница? - с нетерпением спросила мать, когда девочка пришла домой.
-Сказала, что слева и справа надо оставлять поля.
Один мой ученик написал: «Школа подавляет мою потребность выразить себя!» Какие тут ещё нужны комментарии?
Почему всё это происходит? Потому что на уроках часто приходится выполнять слишком трудные или нудные задания, потому что учителя требуют соблюдения никому не нужных мелочей…
Насильственное обучение, как и принудительное питание, часто вызывает несварение и не идёт впрок. То, что учат по принуждению, очень редко прибавляет знаний. Когда приходится зубрить какие-то правила к контрольной, отвечать на вопросы в угоду учительнице, а не потому, что это вызвано естественной потребностью ребёнка узнать, - такие знания улетучиваются, как только надобность в них исчезает; хуже того - они учат ребёнка ненавидеть школу.

Далее ...


Спросите ученика, почему он изучает тот или иной предмет.
-Он включён в мою программу, - ответят вам.
Или:
-Чтобы сдать выпускные экзамены…
-От нас этого требуют…

Воображению ученика, его изобретательности отводится в школе слишком мало места. Упор делается на уже препарированные знания, подготовленные непосредственно к употреблению, часто стерильно обработанные и даже спрыснутые дезодорантом. Растворимая информация. Карманная философия. Всё разжёвано, не требуется ничего, кроме памяти и повторения.
Воображение атрофировалось - у всех, кроме маленьких детей.
Однажды я пришла к моей приятельнице в детский сад посмотреть, как она занимается с детьми. Она усадила ребят на полу в круг и начала читать им сказку. Вдруг один малыш вскочил, побежал к двери и стал возиться с ручкой. «Что ты делаешь?» - спросила воспитательница. «Надо же мне привязать моего пёсика!» - объяснил мальчик. Ну, конечно, пёсика надо было привязать, ведь иначе бы он стал бегать по комнате, пока он сидит и ему читают сказку.
При обучении нам важнее всего результат: оценка, диплом, работа, деньги - в такой последовательности. А ведь обучение это не продукт, а процесс, причём процесс, не кончающийся никогда. И воображение – необходимое условие этого процесса, так же, как и способность мечтать и «витать в облаках»; мечтатели и фантазёры создали колесо, «Пятую симфонию», самолёт, «Фауста» и т.д. и т.п.
Ребёнок больше всего радуется, сам открывая мир, который мы принимаем, как нечто само собой разумеющееся.
Нас, привыкших к рутине нашей жизни, часто поражают вопросы детей. Когда я в первый раз привезла свою дочку на морское побережье, она долго смотрела на море и, наконец, спросила: «А ночью оно тоже есть?»
И вот это-то волнение первооткрывателя сейчас пытаются отнять у детей.
Уже много лет телевидение и компьютер, как из рога изобилия, извергает на детей свои безудержно щедрые дары. Растёт новое, телевизионно-компьютерное поколение, вскормленное разжёванной информацией, картинками и сенсациями. Сейчас фантазии гораздо труднее расцвести, воображению воспарить. И не надо задавать никаких вопросов, потому что всё уже открыто, расклассифицировано и показывается нам в ярких красках.
Куда исчезла страсть детей к чтению? Ведь когда-то они читали, закрывшись с головой одеялом, при свете карманного фонарика… Можно назвать много причин, но есть ещё одна, о которой не принято говорить – нравственный климат, в котором мы живём. Высоко ли ценится в России учёность? «Книжный червь», «ботаник», «зубрилка» вызывают у всех насмешки. Во главу угла у нас ставится материальное благополучие, деньги; само слово «успех» относят не к достижениям ума и духа, а к финансовому преуспеянию.
И всё же каждому из нас в жизни встретился хотя бы один учитель, которого мы никогда не забудем, учитель, который открыл нам глаза, изменил нашу жизнь, раздвинул стены класса. Их много – безвестных, никем не прославленных, кто своим чудесным даром прививает детям любовь к познанию, и эта любовь живёт в них до самого конца.
Таким учителем всё время работы в школе пытаюсь стать и я. Только не знаю, насколько у меня это получается…
Вспоминаю свой первый год работы в сельской школе, куда я попала по распределению, но, как выяснилось позже, ошибочно…
Поскольку вновь прибывшего специалиста всё же следовало обеспечить маломальской нагрузкой, каждый учитель иностранного языка «поделился» со мной, отдав самую проблемную группу; администрация же, в свою очередь, оказала мне «высокое доверие», поручив классное руководство в 7-м классе Г, где были собраны самые слабоуспевающие дети этой параллели (с соответствующим поведением).
Я собиралась заняться настоящим преподаванием.
«Он с радостью учился и с радостью учил»- как говорит оксфордский студент у Чосера.
Мне хотелось поделиться с учениками всем, что я знаю и чувствую, внушить им любовь к английскому языку, учить и вдохновлять. Хотелось создать в классе атмосферу теплоты и взаимного уважения…
Но в жизни получилось не так.
Во время классного часа они выдали мне всё, на что были способны: свистели, кричали, барабанили по партам, перебрасывались бумажками и тряпками, пересаживались с места на место – и всё это с невинным видом, в то время как я стояла, настороженная, как дрессировщик тигров, тщетно требуя внимания и стараясь охватить взглядом всех 30 учеников.
Четыре пункта из пятнадцати по плану – вот всё, что я успела за этот урок…
Ни свободное владение двумя иностранными языками, ни оценки «отлично» по педагогике и психологии к такому меня не подготовили…
Прошло немало времени, прежде чем настали минуты, когда я ни на что не променяла бы свою работу:
- самый слабый ученик вдруг поднимает руку, чтобы ответить на мой вопрос;
- несколько мальчишек впервые записываются в библиотеку, чтобы иметь возможность читать книги на английском языке;
- девочка, подойдя ко мне на перемене, признаётся: «Мне хочется, чтобы Вы знали, как я полюбила английский язык. Я думаю, что это самый лучший предмет. Я просто хочу, чтобы Вы это знали».

teacher.fio.ru

0
Seti
 SETI.ee ()
Вконтакте
 ВКонтакте (0)
Facebook
 Facebook (0)
Мировые новости