Вход пользователей
Пользователь:

Пароль:

Чужой компьютер

Забыли пароль?

Регистрация
Меню
Разделы

Реклама











Сейчас с нами
339 пользователей онлайн

За сегодня: 0

Уникальных пользователей за последние сутки: 11343

далее...
Счетчики

Top.Mail.Ru
Реклама




Общество :  "Во времена Медведева Россия станет смешанной моделью Чили, Китая и Кореи"
Автор: mumi в 11/03/2008 07:10:00 (1657 прочтений)


В последнее время скромно представляющий себя экспертом по транзиту Райво Варе принадлежит к числу тех редких специалистов в Эстонии, у которых стоит поинтересоваться, какое развитие можно ожидать от соседней России и как это может повлиять на нас в Эстонии.

Далее...



- Часто ли пристают к вам в последнее время с вопросами, что будет с Россией после вступления Дмитрия Медведева в должность президента?

- Ну конечно, спрашивают. В последний раз я давал интервью ТВ-3. Его записали уже за несколько дней до выборов. В нем я дал пространный ответ на вопрос, что будет, потому что до выборов можно было сказать столько же, сколько и после выборов.

- Результат ведь был заранее известен?

- Да, как результат, так и принципиально возможное развитие по состоянию на сегодняшний день. Я бы выделил три вещи. Я сам юрист. В конце советского времени я защитил кандидатскую диссертацию. В моей узкой области в Эстонии такой возможности не было, это можно было сделать только в Петербургском университете. Там работали классики гражданского права советской правовой системы, к числу который также принадлежал покойный Анатолий Собчак.

Среди юристов говорят, что существует петербургская школа. Это школа с европейским и гражданско-правовым уклоном, очень прагматичная и полностью независимая от идеологии. Это обстоятельство важно учитывать в случае Медведева, так как и он является воспитанником этой школы.

Во-вторых, мы имеем дело с человеком, вышедшим из петербургской интеллигенции. Как-никак, это и в российском культурном пространстве было своеобразным явлением. Отец - профессор, мать - преподаватель, немного еврейской крови, культурные интересы. Кроме того, руководителей государства из числа интеллигенции не было в России довольно долго. Последним был царь, но он был дворянин.

Важно то, что он имеет богатый преподавательский опыт. Он даже писал значимые книги. Он сталкивался с коммерческим правом, и это на него довольно хорошо повлияло и развило его.

В-третьих, он вполне надежный. Об этом начали громко говорить довольно поздно. Например, со своей супругой он познакомился в седьмом классе и всю жизнь держится за эти отношения. Он, конечно, из-за верности поддается влиянию, но это такая черта характера, которая не многим дана; это определенный образ мышления.

- Каким образом человек с такими исходными данными станет управлять одной из самых крупных стран мира?

- В его случае имеет место комбинация из интеллигентного, надежного и прагматичного человека. Это в целом должно быть хорошим преимуществом. Но против этого работают некоторые факторы. Он все же вышел из тени сегодняшней элиты и зависит от нее, в том числе, и от силовых ведомств, имеющих не самое либеральное мировоззрение. Он несомненно зависит от своего патрона, которому он также предан. Он в то же время не обладает таким военным (или даже полувоенным) образом мышления, что является в определенной степени минусом, если придется быть просвещенным правителем.

- Причем он человек, не служивший в армии...

- Это тоже, но прежде всего важен образ мышления. Путин тоже не служил в армии, но окончил спецшколу. Россия - система, сосредоточенная вокруг правителя, поэтому для него очень важно быть сильным и иметь милитаристский образ мышления. Если этого нет, то ему будет сложно управлять.

Также не стоит позволять себя обманывать. Медведев неоднократно говорил, что не представляет Россию демократической страной в западном понимании. Причем он не говорит, что это ему нравится, а находит, что это исторически неизбежно, что Россией надо править относительно авторитарно. Он говорит, что иначе это государство распадется. По-моему, он прав.

На экономику у него, однако, еще более либеральные взгляды, чем у его предшественника. Таким образом, экономический либерализм еще более укрепится. Я бы назвал Россию в ближайшие годы смешанной моделью Китая, Кореи и Чили. Если до этого был чилийский уклон в связи с погонами, то теперь большее влияние набирает китайско-корейский уклон, который означает, что милитаристские правила игры теперь не настолько важны, как важно быть на вершине иерархии правящей партии. Создаются государственные или полугосударственные крупные конгломераты, которые в международной терминологии знают под названием chebolite (по типу Южной Кореи). Он хочет управлять такой государственно-капиталистической моделью, но в относительно либеральной форме.

- Россией сейчас, когда цены на сырье на мировом рынке взлетели, должно быть, хорошо управлять. Смог бы такой человек, как Медведев, справиться с управлением Россией в ситуации, если цены на нефть и газ станут падать, и возникнет недовольство властью?

- Может быть, скорее наоборот. Я думаю, что выбор преемника и в этот раз не был случаен. Я считаю, что никаким образом на форум в Давосе, который является топовым мировым мероприятием, не приехал бы со стороны России, так сказать, представитель блока либеральных экономических деятелей. Чубайс, которого все ненавидят, но кто несомненно является по-своему гениальным и все еще находится близко к власти, и находящийся сейчас очень высоко в российской иерархии власти, замещающий должности вице-премьера и министра финансов Кудрин, одинаково высказали свое беспокойство и именно в контексте того, о чем был этот вопрос. Может быть, готовятся как раз к тому, что все может пойти не так, и для этого во главе государства нужен именно такой человек, как Медведев, а не человек с милитаристским уклоном, который, возможно, не взялся бы за дело или не попытался справиться с кризисом экономическими методами.

Будем осмотрительны с прогнозами. Пару лет назад я говорил с когда-то очень известным российским оппозиционным лидером о вопросе преемника 2008 года. Он сказал: что бы ни замышлялось, это не осуществится, потому что российским культурно-историческим традициям характерно, и - я цитирую его далее слово в слово на русском языке: "пройдет не больше двух лет, и все поползут на коленках к новому богу или царю".

- Как может повлиять смена президентов в Кремле на Эстонию? Во времена Медведева смогут ли отношения стать немного дружественнее?

- Общее правило кулака таково, что, если имеешь дело со сменой важных лиц, в отношениях между государствами наступает момент, когда можно поменять действовавшие до этого правила игры. Все равно в какую сторону. В данном случае все может поменяться к лучшему.

- Потому что отношения и так в плохом состоянии...

- Да, дела настолько плохи, что намного хуже уже не будет - в цивилизованном обществе. Какая-то надежда есть. Но что это предполагает? Надо, чтобы обе стороны были настроены положительно. Конечно, у российской стороны нет сейчас особого интереса что-либо предпринимать для улучшения отношений с Эстонией, она с этим не спешит. От эстонской стороны ожидается на первом этапе, возможно, воздержание от кое-какой риторики. Тогда бы посмотрели, как все будет развиваться.

Может быть, я слишком пессимистичен, но в моем представлении в течение ближайших пары лет на политическом уровне ничего особенно не поменяется. Но определенное сближение должно шаг за шагом происходить в экономике, а также в области культуры и народной дипломатии, так сказать, у корней, что сейчас и происходит. На верхушке определенная холодная война, очевидно, продолжится.

- В контексте этих отношений, стоит ли эстонским предпринимателям брать на себя риски, ведя бизнес с Россией, в том числе - в области транзита?

- Экономика берет свое даже в самые сложные времена. Приведу пример с портом Мууга. Когда вынесли решение о его строительстве? В 1982-1983 годах, когда отношения между Советским Союзом и Западом были самыми напряженными. В то время остро стояла тема размещения в Европе ракет "Pershing" - и, согласно некоторым мемуарам, находились на пороге ядерной войны. Но все-таки решили в это время строить порт, который был нужен для торговли с Западом.

Вокруг портов движется жизнь. Даже тогда, когда не все идет по плану и невозможно достичь всего, что хочется. Скажем, Силламяэский порт не станет в течение запланированного времени портом с товарооборотом в 25-30 миллионов тонн, но если это наступит немного позже и сначала будет 10 миллионов тонн, все равно заметно позитивное влияние.

Именно сейчас и надо инвестировать, потому что во время кризиса отбираются самые сильные.

- В Эстонии идет много споров о том, насколько важен транзит для нашей экономики. Цифры колеблются от 2 до 20 процентов удельного веса от объема ВВП. Где, по-вашему, здесь правда?

- Так как наша статистика не способна адекватно учитывать этот сектор, то можно опираться лишь на различные оценки экспертов. Российская сторона этот вес переоценивает, эстонская сторона - занижает. Правда, по моей оценке, где-то между 7 и 9 процентами. Эта цифра уменьшается, очевидно, за счет увеличения удельного веса других областей.

Сокращение транзита нефти произошло в ускоренном темпе под политической вывеской и в интересах различных российских групп. В России довольно много заинтересованных лиц, которые использовали сложившуюся политическую ситуацию для быстрого уничтожения конкурентов. Благодаря этому реструктуризация данного сектора произошла не за 5-6 лет, в течение которых это бы и так случилось, а почти за один год. Поездов с нефтью стало меньше, вместо них на железную дорогу приходят менее опасные вещи, хотя пока что в меньшем количестве.

- Есть ли у нас причины плакать из-за того, что пропали российские поезда с нефтью? Почему простых людей должно сильно волновать, вырастет ли состояние какой-либо нефтяной акулы на сто миллионов или в два раза меньше?

- Из каждого миллиона транзитной акулы какая-то часть достается и всей государственной экономике. Транзит и логистика в международном разделении работы всегда были областями, в которых Эстония была сильна. Почему мы должны от этого отказываться? Мы просто должны быть достаточно мудрыми, чтобы суметь приспособиться к изменениям.

- В этих изменениях ключевым словом является "контейнер"?

- Да. Центр сосредоточения производства товаров перенесся с западного полушария в Юго-Восточную Азию. Центр производства - там, а не в США, Евросоюзе или в России. Там производится такое количество товаров, которое тот регион сам никак не сможет потребить. Например, в одном только китайском городе с 200000 жителей производится 40 процентов всех пуговиц в мире. Такое количество невозможно даже представить. Эти пуговицы надо развозить в контейнерах по всему миру. Пуговицы - это просто яркий пример, но в действительности осталось мало таких вещей, которые там не производят, но которые потребляют во всем мире.

Объемы контейнерных перевозок растут скачкообразно, и Эстония может тоже получить часть этого бизнеса.

Эрик ГАМЗЕЕВ


0
Seti
 SETI.ee ()
Вконтакте
 ВКонтакте (0)
Facebook
 Facebook (0)
Мировые новости