Вход пользователей
Пользователь:

Пароль:

Чужой компьютер

Забыли пароль?

Регистрация
Меню
Разделы

Реклама











Сейчас с нами
455 пользователей онлайн

За сегодня: 0

Уникальных пользователей за последние сутки: 11129

далее...
Счетчики

Top.Mail.Ru
Реклама




Милым дамам : Когда любовь бьет
Автор: Мastak в 26/04/2005 09:53:09 (1629 прочтений)


В тот момент, когда вы читаете этот текст, 300 женщин в Эстонии подвергаются насилию в собственной семье. 2000 беременностей ежегодно прерывается в результате избиения женщин.

Небо скупо плакало — шел тот самый отвратительный мелкий дождь, который обычно капает прямо на мозги и заставляет ноги идти быстрее. Наверное, именно так… мокрые, но не от дождя, а от слез, и бегущие, но не от ветра, а от мужа уже около 100 женщин в течение последних трех лет скрывались в этом доме без адреса. Просто — дом в Тарту.


Прятки для взрослых

Обычный жилой дом с необычно переоборудованным подвальным помещением. Это убежище для женщин, которым сильный пол наглядно доказал, насколько он сильнее.

Вы не найдете адреса этого дома в службе информации — здесь действительно прячутся. Улица носит символическое название — обещает подарить мир. И в этот мир попадают те, кому деваться больше некуда. И только после личной беседы с хозяйкой дома Сирье Отставел (55 94 94 96). далее...


– Алло. Кажется, я нашла ваш дом…

– Секундочку. Вас встретят.

На пороге появляется Сирье, которая, поработав на "телефоне доверия", 3 года назад вместе с подругой Реэт Хийемяэ организовала этот дом.

Прежде чем пригласить меня внутрь, Сирье еще раз внимательно оглядела меня. Потом отвернулась к двери и быстро набрала секретный код (и захочешь запомнить — не успеешь). Железная дверь поддалась, и мы пошли вниз. Здесь не очень светло и не очень чисто, одно слово — подвал.

Вскоре мы уперлись еще одну в дверь. Сирье достала ключ и открыла замок — в глаза ударил свет … в конце туннеля.

Мы зашли в уютную прихожую. Справа — вешалки с верхней одеждой. Слева — доска объявлений, на которой крупными буквами написан тот самый код к входной двери. Для своих секретный код — не секрет. Там же на табло висят ключи и не висят правила поведения в доме.

– Здесь нет правил, нянек, сторожей. Все люди взрослые и прекрасно понимают, как себя вести. Сами готовят, сами убирают. Мы предоставляем лишь помещение. А все, что здесь накоплено? — это пожертвования простых людей, — рассказывает хозяйка, снимая уличную обувь — в доме, как в доме, должно быть чисто. — Сейчас у нас живут четыре женщины. Но одна на несколько дней куда-то уехала".


Статистика женских слез

Печальные данные эстонской статистики появились в 2001 г. Они кричали — тысячи женщин сталкиваются с насилием в семье — ежегодно около 7000 из них получают серьезные телесные повреждения от руки (или ноги!) близкого своего.

В 2002 г. в Тарту открыли первый в стране дом для жертв насилия.

За три года в этом доме в разное время жили 100 женщин. В среднем по два месяца. А вообще здесь получили помощь 250 женщин.

Помещение (150 квадратных метров) разделено на несколько комнат и может принять до 15 постоянных жительниц. Но бывали времена, когда жило и больше. Часто женщины приходят вместе с детьми.

Сирье показала мне мою кровать, шкаф с бельем и удалилась. Я осталась в комнате одна. Кроме моей, в этой комнате стояли еще пять кроватей. На стенах детские рисунки. Через всю комнату протянуты веревки, на которых сушится одежда. Чистенько.

В соседней комнате стучит швейная машинка. Затихла — кто-то прошел на маленькую кухоньку. Донесся разговор — пора знакомиться с соседками.

На кухне темноволосая женщина хрупкого телосложения. Одна.

– Это вы разговаривали?

– Да.

– Сама с собой что ли?

– А-а, поговорить захотелось.

Надежда (имя изменено) готовила себе ужин — кашу на воде. Ей 50 лет, из них 30 в браке. Но именно сейчас решила, что терпеть нет больше сил.

– Чем старше, тем дурнее становится. Где ж мне защищаться? Его 80 кг против моих 48. Вот и ушла. А то забьет еще…

Швейная машинка — это надежда Надежды на заработок. Она шьет на заказ. Другой работы найти не может — здоровье уже не позволяет.


Муж в наказание

Сирье незачем смотреть фильмы ужасов — из ужаса состоит ее работа. Она рассказывает, что синяки под глазами у жен оставляют только новички, профессионалы "домашнего террора" знают, как и куда бить, чтобы соседи не задавали лишних вопросов. Женщины рассказывали, что если бить через мокрое полотенце, то следов не остается.

– Страшные случаи? Пожалуйста. Одну женщину муж загнал с детьми на кухню, облил все вокруг бензином и носился со спичками, требуя каких-то признаний. И если вы думаете, что это происходит только с бедными, то ошибаетесь. К нам приходила женщина, сбежавшая из дома стоимостью в четыре миллиона — муж ее терроризировал, забирал ключи от ее машины, ставил машину в гараж, а ей приходилось на работу километров шесть пешком идти. И вопреки стереотипам всего лишь 10 процентов из тех, кто бьет женщин, — алкоголики. Помню, одна очень красивая женщина сбежала от побоев зимой в одних шортиках и маечке. Так и бежала по улице, изо всех сил делая вид, что спортсменка. Вот что такое насилие.

Часам к десяти в моей комнате появляется еще одна жительница — молодая девушка, по комплекции удивительно похожая на Надежду.

Хрупкая, темноволосая 24-летняя эстонка Веэра (имя изменено) беременна в третий раз. На полочках рядом с ее кроватью красуются четыре фотографии с двумя дочерьми от того молодого человека, от которого теперь она ушла. И который, в общем, не слишком позволяет ей видеть детей.

– Проблема насилия в семье одинаково остро стоит и для русских, и для эстонцев, — говорит Сирье. — Но у русских ситуация осложняется тем, что все родственники, как правило, далеко. И женщине уйти от мужа некуда. Хотя и эстонкам зачастую некуда идти. Ведь, как часто говорят, твой муж — ты и мучайся. Сначала надо уйти от такого отношения общества, а потом от плохого мужа.

Веэру гражданский муж терроризировал скорее морально, не пуская ее, к примеру, с подругой на концерты. Мол, а вдруг ты там кого себе присмотришь. Веэра росла без матери, поэтому теперь особо остро переживает за живущих не с ней девочек.

"Он их, конечно, не обидит. Хотя я больше доверяю его новой подруге. У нее тоже дети, она и за моими присмотрит", — говорит Веэра.

Совсем стемнело и немного похолодало. Здесь хоть и топят, но в душе-то все равно холод. Прежде чем ложиться спать, я долго выбираю подушку — наволочка с зеленой надписью "минздрав" говорит о том, что история этого постельного белья корнями уходит в СССР.

А над головой — на первом этаже идет своим чередом семейная жизнь: бегает ребенок, слышны разговоры и музыка. Играет группа "Корни": "Плакала береза…"


Зачем нужны эти мужчины?

Говорят, загадай на новом месте, чтоб жених приснился невесте, но здесь от женихов и во сне и наяву уже достаточно натерпелись.

– Я думаю, у меня больше не будет мужчин — говорит Веэра. — Я, конечно, не могу загадывать. Но лучше любить своих детей, чем этих мужчин.

Около восьми утра с ночной смены вернулась еще одна жительница — Любовь (имя изменено). Ее не жизнь побила — ее муж побил. Это 56-летняя женщина с большими добрыми глазами и очень глубоким кашлем, увидев меня, мгновенно отреагировала:

– Надолго?

Сама Любушка живет здесь уже полгода. Муж начал сильно пить и бить. Пуская в ход даже ножи. Было время, на улицу стыдно было выйти — все лицо было синее. Муж Любы давно не работает, и сейчас, когда она живет не с ним, она все равно оплачивает счета за квартиру. А как же иначе? Квартира ведь оформлена на нее.

– Но даже так жить лучше. Я хоть теперь спокойно могу спать, не думая, что придет и бить начнет. У меня же в последнее время и имени-то не было. Только мат стоял. И постоянные претензии, — рассказывает Любовь. — Я думала, что слез уже нет. А под рождество все женщины, что здесь жили, собрались и так… я расплакалась.

Дочка давно зовет ее в Россию. Но Люба говорит, как же поехать, если здесь сыновья. Им же поддержка нужна.


Он бьет, а стыдно ей

Около полудня кто-то постучал. Люба пошла наверх — может, газету принесли. Вернулась с газетой, но расстроенная. Приходили незваные гости — две бабульки, сразу ошарашившие вопросом: "А че вы от мужей сбежали? Чего-то по вам не видно, что вас били? И на меня как-то раз мой замахнулся, я ж не сбежала.. Да и вообще чего вы здесь уже так долго живете?".

– Сытый голодного никогда не поймет. Если над ее головой молотком не размахивали, ей моих страхов не услышать, — расстроилась Люба.

Сирье на случайных гостей разозлилась: "У нас же масса стереотипов, из-за которых жертвы насилия терпят и молчат. Во-первых, у нас считается, что если семья плохая, то виновата хранительница очага. Значит, он ее бьет, а она виновата?! А я скажу, что бьют только мужчины с заниженной самооценкой, не сумевшие реализоваться в жизни. То, что мы сегодня говорим на эту тему, уже сдвиг в отношении общества к подобным случаям".

За последние два года счастливая в личной жизни Сирье прошла 13 курсов — изучала опыт Австрии, Германии и Финляндии: "Часто родственники уговаривают натерпевшуюся насилия в семье женщину все-таки сохранить брак ради нее или ради детей. Ерунда! Что для нас важнее: институт брака или человеческое счастье? Женщина не должна жить прекрасным прошлым. Зачем сохранять брак, которого, по сути, нет. И доказано, что дети, которые видят насилие над родным человеком, получают еще большую травму, чем если бы обижали их самих".

"Он бьет, а мне стыдно!" — по этой причине жертвы насилия покрывают своих мучителей. В полицейскую статистику попадает ничтожная доля случаев насилия в семье. В основном, жертвы страдают молча, в своих четырех стенах и в себе переживая происходящее…

Женщины, которые попадают в этот дом (он обслуживает только жительниц Тарту, но подобное заведение есть и в Таллине), могут рассчитывать на помощь юристов. Дом сотрудничает с травмапунктами и учреждениями социального характера — женщинам стараются не просто предложить место для ночлега, а помочь выйти из ситуации.

"Поведение побывавших здесь женщин изменяется. Нет безвыходных положений. Живущие здесь женщины уже подали на развод, — заключает Сирье. — Любовь не должна бить".

Веэра, Надежда и Любовь пока живут в этом доме. Веэра частенько посещает церковь. У Любови на полочке горят свечки перед иконками. А Надежда в разговоре частенько повторяет: "Господи, помилуй"…


Насилие в семье иногда заканчивается убийством

– Я в состоянии шока убила своего мужа. У нас была вечеринка. Когда гости ушли, все съестное закончилось. Муж, зная это, попросил мороженое. Вечером я предлагала ему мороженое, но он отказался. А теперь его уже не было. Тут он и начал кричать и бросился к своему шкафу — муж вышел на меня с ружьем в руках. Первый выстрел он сделал между кухней и коридором, но промахнулся. Я отступила в комнату. Дальше я не помню, что случилось. Когда опомнилась — муж лежал в луже крови. Помню только, что когда прозвучал второй выстрел, я подумала — теперь моя очередь! Свою первую жену он убил из пистолета в голову.

Четверть заключенных женской тюрьмы попали за решетку только потому, что устали терпеть насилие и … навсегда оградили себя от мужа.

P. S. На следующий день после моего отъезда в этом доме появилась еще одна жительница — молодая женщина с двумя детьми, двухлетним и четырехмесячным.

Если вы страдаете от насилия в семье — позвоните:
Таллин — 56 63 42 32 или 55 59 64 04
Тарту — 55 94 94 96
Нарва — 50 31 092
Йыхви — 337 1177

Во всех этих центрах вам окажут помощь бесплатно и на русском языке.

Телефоны помощи в других городах:
Йыгева — 58 00 63 16
Пярну — 53 82 07 34
Сааремаа — 52 58 068
Тапа — 55 60 87 17


Виктория Ладынская,
"МК Эстония"

0
Seti
 SETI.ee ()
Вконтакте
 ВКонтакте (0)
Facebook
 Facebook (0)
Мировые новости