Вход пользователей
Пользователь:

Пароль:

Чужой компьютер

Забыли пароль?

Регистрация
Меню
Разделы

Реклама











Сейчас с нами
233 пользователей онлайн

За сегодня: 0

Уникальных пользователей за последние сутки: 11054

далее...
Счетчики

Top.Mail.Ru
Реклама




Здоровье : Синдром гадкого утенка
Автор: UFFO в 15/11/2005 14:30:00 (1625 прочтений)

Матерям подрастающих дочерей и во сне, наверное, мерещится фигура на высоченных платформах, с малиновыми (фиолетовыми) волосами, в топике, открывающем все на свете. Лицо у фигуры соответствующее - как палитра художника-авангардиста: серебристо-синие веки, прорисованные оранжевыми и свинцовыми тенями скулы, черно-алые губы. И глаза меняют цвет, как стеклышки калейдоскопа: сегодня кристально синие, завтра как у Кармен.

Полгода назад это явление природы плакало из-за тройки по физике, бежало в стареньких джинсах гулять с собакой, а вечерами за семейным столом плело фенички из бисера. Что случилось в эти полгода? Кто подменил мамину-папину девочку фиолетово-малиновым пугалом? Откуда эта напасть, это наваждение?
Чуть-чуть сдвинуть понятия - не "напасть", а "болезнь", не "наваждение", а "болезненное состояние", и можно будет проследить начала и концы.

Физиологическая готовность к женской жизни застала вчерашнюю любительницу феничек врасплох, грянула как гром среди детски ясного неба. Полудетской душе эта жизнь чужда, она пугает, и острый, всепоглощающий интерес к тому, что зовут интимными отношениями, лучше всего подчеркивает этот страх и эту чуждость. Между тем тело, с непостижимой быстротой меняющееся по своим, природным законам, диктует свое. Из зеркала на 14-летнюю девочку глядит 14-летняя женщина - длинноногая, с развитой грудью, женственно покатыми плечами. И потерянным, детски недоумевающим взглядом. Чем острее, резче контраст между душевной незрелостью и физиологией, тем в больший ужас от себя, своего "уродства" приходит подросток (и тем больше краски уйдет на то, чтобы замазать, заштукатурить эту щель, это несоответствие).

Как в известном рассказе Честертона: "Где легче спрятать лист? В лесу". Надо спрятаться в человеческом лесу - быть как все. Кто увидит тогда твою женскую "несостоятельность", разглядит страх под накладными ресницами? И девочка по-женски зоркими глазами изучает подруг постарше, набираясь опыта (и тоннами приобретая косметику).
А между тем - если бы нашлась в это время добрая душа, которая взяла бы руки девочки в свои, усадила ее напротив и сказала примерно следующее: "Женственность, моя дорогая, - не серебряное яблочко на золотом блюдечке. Это жесткий физиологический процесс. У него свои законы, свои этапы, в которые нам не дано вмешиваться. Мы не можем ни замедлить, ни ускорить их - только вытерпеть.

Далее ...




Становление женственности - как строительство дома. Фундамент из серых плит ничего не говорит ни уму, ни сердцу, но на нем стоит дом. Твоя становящаяся, бурно (и больно) просыпающаяся женственность - такой фундамент. Подростковая кожа, нескоординированность движений, которую так часто пытаются скрыть развязностью, быстро растущие конечности - это не уродство, это почки на деревце твоей женственности, которые нельзя раскрывать насильно.
Постарайся взглянуть на себя со стороны. Помнишь, как холодна и невзрачна ранняя весна (как раз то время, когда завязываются почки)? Но разве в ее тревожной, со снегопадами и оттепелями тишине нет красоты? Нет той пронзительной, подснежниковой свежести, которой не знает поздняя весна и тем более лето?

Не пытайся раскрасить ее (себя), не пытайся быть слепком с многоопытных рекламных красавец. Их женственность давно сложилась, и на тебе она смотрится нелепо, как растянутая сэкондхендовская футболка.

Ты, такая, как ты есть, с нечистой кожей и скованной грацией, единственна, уникальна. В тебе есть подлинность, в том числе и женская, за которую любая залакированная взглядами рекламная дива отдала бы полжизни. Ты - часть, частица природы. Тебе нечего стыдиться своей первой, нецветущей весны". Если бы этот монолог доброй души (подросткового психотерапевта) прозвучал вовремя, от скольких страданий были бы избавлены "гадкие утята". Но ведь не нужно штудировать Выготского или знать всего Фрейда, чтобы произнести эти слова.
Родители - природные психотерапевты. В данном случае этой доброй душой должен быть прежде всего отец (не мать, а именно отец) девочки-подростка. Мать может обмануть жалея, а отец не утешитель - ему можно верить. И от того, как он поведет себя сейчас, когда его дочь оказалась в эпицентре гормональной бури (и бури в ее душе, потому что душа и тело едины), зависят не только их дальнейшие отношения. Зависит, как ни странно это звучит, женская судьба дочери.

Понимает дочь или нет, перед ее глазами живая модель отношений мужчины и женщины - отношения родителей. Матери, утратившей ко времени взросления дочери красоту первой молодости, и отца, конечно же замечающего это. Именно здесь и сейчас девочка видит и понимает, что красота отношений несоизмеримо глубже и могущественней красоты черт. Не накладные ресницы делают погоду в доме, а то, какими глазами смотрит отец на усталое, будничное лицо жены. Она с утра сорвалась, почему-то расплакалась. Он не стал выяснять отношения, молча ушел, а вечером принес ей купленные в метро, не так чтоб свежие гвоздики.

Девочка видит мамино лицо в эту минуту, и ей становится понятно, что стоит за бессмысленными, заболтанными словами "гений чистой красоты". (Кстати, Анна Керн, которую Пушкин обессмертил ими, была пухлощекой и отнюдь не эфемерной особой.)

Девочка поднимается еще на одну ступень в своем постижении женской жизни: воочию видит то, что зовется обаянием женственности, не имеющим никакого отношения к косметике. Она воочию видит соотношение накладных лебяжьих перьев (макияж, гардероб) и природной, Богом данной белизны (глубины) чувств: ненакрашенная, невеселая мама превратилась в царевну-лебедь в одну-единственную секунду - взглянув на папин "веник".

Видимо, только отец может объяснить (без слов или словами - как придется), что гормональная паника, гормональная растерянность всего лишь жизненный эпизод, частность, в которых нельзя увязать, на которых глупо зацикливаться. Грубо говоря, любят "не за это". Своим понимающим молчанием, необидной, легкой насмешкой над "женскими" проблемами отец восстанавливает баланс между общим потоком бытия и струйкой дочернего существования в нем. А это, может быть, главное, что нужно сейчас "гадкому утенку".

P.S. Если семья неполная - ничего не поделаешь: роль отца должна брать на себя мать, но это особая тема.

Евгений Топильский, психолог
health.familydoctor.ru

0
Seti
 SETI.ee ()
Вконтакте
 ВКонтакте (0)
Facebook
 Facebook (0)
Мировые новости