Вход пользователей
Пользователь:

Пароль:

Чужой компьютер

Забыли пароль?

Регистрация
Меню
Разделы

Реклама











Сейчас с нами
366 пользователей онлайн

За сегодня: 0

Уникальных пользователей за последние сутки: 11129

далее...
Счетчики

Top.Mail.Ru
Реклама




Эстония : Я бы в слесари пошел, пусть меня научат
Автор: mumi в 29/01/2008 08:00:00 (2373 прочтений)


Убедиться в том, что безработица в Эстонии – не только набивший оскомину пропагандистский жупел, но и действительно острая социальная проблема, проще простого. Достаточно заглянуть утром в любое региональное отделение Департамента рынка труда, где в узких коридорчиках ежедневно толпится народ, жаждущий найти работу.

Далее...



Безработица – проблема, от которой не застрахован никто - ни дворник, ни экономист с высшим образованием. Вот и мы в очередной раз подняли эту тему и решили заглянуть в Таллиннское отделение Департамента рынка труда, которое находится по адресу: Эндла, 4.

Департамент рынка труда - спасительная «соломинка», за которую можно ухватиться в первые недели после увольнения или при неудачных поисках работы.

Сладкий сон безработного

В Департамент мы пришли к девяти утра. Приемная, заставленная стендами с предложениями о работе, была практически пуста. Встретили нас руководитель Таллиннского и Харьюмааского отделения Департамента рынка труда Сийм Сарапуу и заведующая Таллиннским отделением Департамента рынка труда Марика Вихермяэ. Она сразу предупредила нас, что рано утром здесь почти нет посетителей: все спят, наверное. Подтягиваются к двенадцати утра, до восьмидесяти человек ежедневно приходят. Отсюда и очереди – если человек пришел искать работу впервые, на беседу с консультантом может уйти около часа. Время отнимает и занесение личных данных в компьютер.
«В группу риска входят те, для кого вероятность надолго остаться безработными особенно высока. Это бывшие заключенные, лица с ограниченными возможностями, люди старше 55 лет и молодежь от 16 до 24 лет, а также те, кто не владеет государственным языком. С ними занимаются по индивидуальным программам», - говорит Сийм Сарапуу. Марика Вихермяэ добавляет, что с каждым человеком персонально работает консультант. Никого здесь не оставят без внимания. Так, инвалидам консультанты помогают с заполнением документов. Если работодатель берет на работу лицо с ограниченными возможностями, Департамент рынка труда компенсирует работодателю 50% расходов на приспособление для него рабочего места.
По словам Марики Вихермяэ, обычно таким людям предоставляют рабочие места на складах, а еще - возможность пройти курсы массажиста. Один слепой парень устроился работать на завод по производству авточастей, там он клеит этикетки.

Граждане тунеядцы... Кто хочет поработать?!

Кто же постоянные гости Департамента рынка труда – профессионалы без работы или профессиональные безработные? Сюда приходят и те и другие. Не сразу и разберешься, на самом ли деле хочет трудиться завсегдатай департамента. Марика Вихермяэ говорит, что есть люди, которые состоят на учете по шесть лет. У них есть образование, чаще всего - даже высшее, и редкая профессия. Они очень требовательно относятся к предлагаемым им рабочим местам, а бывает, и вовсе работать не хотят. Состоять на учете – удобно, получаешь пособие по безработице, к тому же у тебя есть медицинская страховка.

Пособие по безработице платят не бесконечно. Конечно, поначалу безработный может выбирать, но после двадцать первой недели на учете он должен пойти на ту работу, которую ему подыскал Департамент рынка труда, разумеется, еcли она соответствует его квалификации.

Для того чтобы проверить, не мимо ли ушей пропускает человек предложения о работе, безработный должен каждый месяц являться к своему консультанту с докладом о том, что он сделал для того, чтобы найти себе работу. Лишить пособия раньше срока можно за «прогулы», а также за постоянный отказ от предложенных вакансий, соответствующих квалификации трудоустраивающегося.

Если же человек, числящийся безработным, находит себе работу, он должен сразу сообщить об этом в Департамент рынка труда, где его автоматически снимут с учета.

«Среди людей, которые к нам приходят, попадаются и те, которые работают неофициально – им удобно числиться безработными. Мы не можем и не должны проверять, ищет человек работу или же работает неофициально. Но бывают такие случаи, когда нам звонят «доброжелатели» и сообщают о том, что их сосед, числящийся у нас, на самом деле работает неофициально, но в таком случае доказать что-либо сложно», - рассказывает Марика.

Говоря о том, насколько реально получить помощь от Департамента рынка труда, Марика Вихермяэ считает, что все зависит от желания человека найти работу. Она вспоминает случай, когда к ним пришла пожилая женщина – бухгалтер по образованию - с просьбой помочь найти ей работу. В силу своего возраста она была согласна на любые условия. Ей предложили место уборщицы на Автобусном вокзале. Через месяц узнали, что благодаря своей активности, она уже работает кассиршей. Бывали и такие случаи, когда обратившемуся в Департамент рынка труда человеку предлагали самому стать консультантом. Именно так попала сюда на работу сама Марика.

А не стать ли бизнесменом?

Количество рабочих мест зависит и от времени года. Осенью и зимой люди активнее ищут работу, а вот весной и летом желающих меньше, соответственно, и свободных мест больше.

Консультанты работают не только с безработными, но и с работодателями. «Мы регистрируем свободные места у работодателей. Также даем разрешение на работу. Например, если работодатель долгое время искал на местном рынке труда рабочую силу и не нашел, у него есть право ходатайствовать о привозе рабочей силы из других стран. Но поначалу мы делаем все возможное, чтобы задействовать жителей Эстонии. Наша рабочая сила – приоритет», - рассказывает консультант Наталия Ганзен.
Она объясняет, что если работодатель хочет взять на работу человека, входящего в «группу риска», например, бывшего заключенного, за это он будет в течение полугода получать пособие на зарплату работника. Так Департамент рынка труда мотивирует работодателей. Сама Наталия Ганзен встает на защиту бывших заключенных: «Берут на работу таких людей неохотно, обычно на должности сварщика или строителя, и то, если человек - профессионал в этой сфере, а ведь, как правило, это люди, которые хотят вернуться в нормальную жизнь, получить работу и добросовестно трудиться».
В отдельном кабинете Департамента рынка труда консультант по программе EURES Ксения Листопад принимает людей, ищущих работу за рубежом. Она говорит, что в основном ищут работу в Финляндии и Швеции. Это люди в возрасте до тридцати лет. Последнее время женщины постарше хотят уехать в Англию или Финляндию практически на любую работу. Главное требование к кандидатам – знание иностранного языка, а также хорошая физическая форма. Ведь, как правило, едут на тяжелые физические работы. Обидно, но люди с высшим образованием уезжают за границу в качестве разнорабочих. Специалисты уезжают и по специальным приглашениям, например, сейчас Германия открыла свой рынок для инженеров.
Сийм Сарапуу добавляет, что Департамент рынка труда помогает и начинающим предпринимателям начать свое дело: «Для этого человеку, который прошел курс обучения предпринимательству или имеет специальное и высшее образование в области экономики, нужно написать бизнес-план, а мы уже смотрим и решаем, достоин ли претендент 50 тысяч крон».

Крестики - нолики для потенциального слесаря

В Департаменте рынка труда могут оказать человеку помощь в планировании карьеры, в повышении квалификации или переобучении, а также предложить трудовую практику.

На курсы идет молодежь, чтобы получить специальность, а также люди постарше для того, чтобы переобучиться на более востребованную профессию. Популярны курсы эстонского языка, которые Департамент рынка труда покупает у языковых школ. Но на курсы эстонского или иностранного языка людей отправляют только, если это нужно для их будущей работы. Нет вакансий - нет курсов. Если человек достаточно профессионален и владеет государственным языком, то в этом случае для него сразу ищут работу, а не курсы.

В отдельном кабинете работает консультант по карьере Эва Ребас, которая помогает людям определиться в выборе будущей профессии. Чтобы понять, в какую отрасль определить человека, нужно знать, какое у него образование, уровень знания языков, а также его творческие способности.

Среди женщин пользуются спросом курсы флористов, парикмахеров, мастеров маникюра. Переобучаются и люди с высшим образованием, которые не могут найти работу по своей специальности. Среди мужчин популярны курсы сварщиков, строителей, массажистов. Эва Ребас предлагает мне пройти тест на сварщика, протягивая три листочка. На первом изображено шестьдесят пустых клеточек – это тест на ловкость рук и скорость. Мне дают шестьдесят секунд для того, чтобы крестиками заполнить как можно больше пустых клеток.

Следующий лист – тест на внимательность. Среди кажущихся на первый взгляд одинаковыми многозначных цифр нужно найти различия, и на это тоже дана только минута. Последний тест на образное мышление – самый сложный. Даны объемные фигуры и их изображения в разрезе. Попробуй найти, какая картинка какой соответствует. После того как я проделала все эти хитрые задания, Эва Ребас меня поздравляет: «Хороший результат, можете стать сварщиком». Теперь я точно знаю, случись что – без работы не останусь.

В зале лишних людей

Побродив по кабинетам консультантов, я решила вернуться к столу регистрации. И действительно, как обещала Марика Вихермяэ, людей в приемной к двенадцати часам утра стало значительно больше, видимо, безработные проснулись. Люди с хмурыми лицами рассматривали стенды с предложениями о работе и заполняли регистрационные бланки. Общаться с прессой они не были настроены, лишь только самые смелые решились поделиться с нами своей бедой, с условием, что мы не будем называть их фамилий и фотографировать.

Невысокий черноглазый юноша улыбаясь сообщил, что пришел сюда впервые. «Если честно, работа мне не нужна. Я неофициально работаю на стройке. Пришел сюда для того, чтобы получить медицинскую страховку. Тяжело без нее, огромные деньги приходится платить за каждый визит к врачу. Будут предлагать рабочие места, постараюсь от них откосить, а если вдруг найдут для меня суперпредложение, может, его и рассмотрю».

Пожилая женщина говорит, что по образованию она биолог, училась в России. Уже второй год ищет работу через Департамент рынка труда, но ничего подходящего не может найти. Пятидесятилетняя Антонина поделилась с нами, что у нее есть высшее образование, поэтому идти работать уборщицей гордость не позволяет. «Больше ничего они мне предложить не могут, потому что эстонского языка не знаю. Курсы мне не помогут – учить государственный язык в моем возрасте бесполезно, да, честно признаться, и желания нет, хожу сюда каждый месяц отмечаться для галочки».

Я подошла к молодому мужчине, который представился Денисом. Энергия из него так и бьет, он не знает, куда девать руки, говорит, словно строчит из пулемета. За минуту все о себе рассказал. Денис окончил двенадцать классов, а потом поступил в Социально-гуманитарный университет, там получил диплом экономиста. Все четыре года обучение было на русском языке, поэтому до сих пор эстонский язык знает очень плохо. Работать любит, еще больше любит зарабатывать. Поэтому пришел сюда, но, как понимаете, экономист без знания эстонского никому не нужен. Здесь ему предложили переобучиться на сварщика, подумав, Денис согласился. «Я сначала возмущался, а потом понял, что это оптимальный вариант. Своим дипломом сыт не буду, так что теперь хожу на курсы – осваиваю новую специальность. Тем более что сейчас сварщики и нужны больше, и зарабатывают лучше, чем экономисты»..

Мужчина разворачивает принесенный с собой бутерброд прямо в приемной. Говорит, что зовут его Григорий, недавно он вышел из тюрьмы. «Очень трудно начинать жить заново. В тюрьме я прошел курсы электриков. После того как освободился, решил встать на учет в Департаменте рынка труда. Для того чтобы получить евросертификат, мне пришлось пройти здесь дополнительные курсы. Это действительно хорошая программа – я повысил свою квалификацию, еще и деньги за это получал. Но все хорошее закончилось вместе с этими курсами: работодатели не хотят брать на работу людей с темным прошлым. Поэтому уже около года не могу найти себе работу», - жалуется Григорий. При этом отмечает, что ему всего тридцать два года – самый трудоспособный возраст.

Перед самым выходом из здания Департамента рынка труда меня останавливает пожилой мужчина: «Девушка, я слышал – вы из газеты, пожалуйста, напишите, что мы, безработные, – лишние люди. Не очень-то охотно нам предлагают работу: даже если и есть высшее образование, не знаешь эстонского – будь дворником».

Справка «ДД»:

В Таллиннском и Харьюмааском отделениях Департамента рынка труда в 2007 году было зарегистрировано 11 395 безработных и 486 человек ищущих работу. Из них в «группу риска» вошли 6926 человек:
молодежь 16-24 года – 1475,
люди старше 55 лет – 1498,
бывшие заключенные – 622,
люди с ограниченными возможностями здоровья – 742,
не владеющих эстонским языком – 2844.
Консультации по карьере получили 4279 безработных.
На курсы от Департамента рынка труда было направлено 1289 безработных.
На прохождение трудовой практики было направлено 212 безработных.
Пособие на начало предпринимательской деятельности получил 21 безработный.
В 2007 году Департаментом рынка труда было предложено 11 093 рабочих места, из них 6926 к концу года были заняты.

Фото: Сергей Трофимов


Светлана Карабут


0
Seti
 SETI.ee ()
Вконтакте
 ВКонтакте (0)
Facebook
 Facebook (0)
Мировые новости