Вход пользователей
Пользователь:

Пароль:

Чужой компьютер

Забыли пароль?

Регистрация
Меню
Разделы

Реклама











Сейчас с нами
668 пользователей онлайн

За сегодня: 0

Уникальных пользователей за последние сутки: 11129

далее...
Счетчики

Top.Mail.Ru
Реклама




Нарва : Нацистский террор в Нарве: четыре года истребления
Автор: mumi в 10/05/2008 07:20:00 (5352 прочтений)


Склады Кренгольмской мануфактуры у реки, т.н. “красные амбары”. До сих пор это место страданий и гибели тысяч советских военнопленных никак не отмечено.

Для нарвитян в день праздника 9 мая стало уже традицией посещение и возложение венков к памятнику на т.н. 5-м равелине. Но далеко не все нарвитяне, особенно молодое поколение, имеют развернутое представление о том, чья память здесь увековечена, и в связи с какими событиями. Для напоминания об этой трагической странице в истории Нарвы, а также для понимания ее жителями, от кого войска Красной Армии в 1944 году освобождали Нарву и Эстонию, предназначена эта публикация.

Далее...



Облегченно вздохнули и даже порадовались

После давящей атмосферы страха, установившейся за год советского присутствия в городе, нарвитян с началом войны постигли новые испытания. Уже в начале июля 1941 г. город стал подвергаться массированным бомбардировкам немецкой авиации, жертвами которой стали сотни человек. Позднее целые городские кварталы запылали уже вследствие действий советских истребительных батальонов.

Поэтому, когда 17 августа 1941 г. в городе установилась необычная тишина и в город вошли немецкие части, многие нарвитяне облегченно вздохнули и даже порадовались наступившим переменам. Однако длилось это недолго.

В первые же дни в городе были созданы дружины Омакайтсе и полевой жандармерии, а также отдел Эстонской полиции безопасности, филиала Гестапо, услужливо предоставлявшей нацистам агентурные данные и активно участвовавшей в терроре против мирного населения. Убийства, насилия, издевательства, аресты, облавы, обыски, пытки женщин, детей и стариков стали в те дни нормальным явлением. Напуганное население Нарвы даже не пыталось как-то препятствовать этому.

Адская машина

В ночь на 7 ноября 1941 г. было арестовано 800 жителей города, большая часть была расстреляна без суда и следствия. По показаниям свидетелей, расстрелы производились систематически: из камеры отбирались люди, помещались в отдельную камеру. Около 3 часов ночи их увозили на расстрел. Только за первые десять месяцев полиция безопасности взяла в Нарве на учет около 3 500 «коммунистических деятелей», 433 человека (большинство из них нарвитяне) были расстреляны, 236 отправлены в концлагеря. В период немецкой оккупации на территории города и окрестностей было организовано 7 концентрационных лагерей.

Хотя большинство из них подпадают под кажущееся вполне безобидным определение «трудовые лагеря», за этим скрывается поистине дьявольское содержание, которое можно охарактеризовать словами самих же нацистов „Vernichtung durch Arbeit“, т.е. «Уничтожение посредством работы».

Расово неполноценные узники были здесь хуже скота, но в отличие от скота, который кормят хорошо, чтобы он хорошо делал свою работу, «недочеловеки», по соображениям оккупантов, не нуждались в пище. Из них выжимались все силы, после чего эти люди должны были умереть, уступив место другим.

Из трех с лишним тысяч - 30 выживших

Ознакомление с документами, свидетельствующими о зверствах нацистов в Нарве, для нормального человека – настоящее испытание. Действия нацистов и их местных пособников являют собой типичный пример террора, развязанного представителями «германской высшей расы» и их приспешниками в Восточной Европе и на территории Советского Союза.

Осенью 1943 г. в Нарву на строительство оборонительной линии «Пантера» было привезено от 3 до 5 тысяч евреев из г.Вильно. Среди них были женщины, дети и старики. Евреев содержали в корпусах парусиновой фабрики на Парусинке, куда гражданское население не пускалось. Конвоирами были эстонцы, но были и русские, т.н. «власовцы». Ежедневно с 6 часов утра в сопровождении конвоя с собаками узников гоняли на строительство оборонительных сооружений по реке Нарва, где они работали дотемна.

Кормили очень скверно: одна буханка хлеба весом 1,2 кг на 9 человек, литр воды с картофельными очистками и другие отбросы. Обращение было очень жестоким. Так, по показаниям свидетелей, немецкий солдат убил младенца, родившегося в лагере, ударив его головой о забор. Другой пример. Немецкий офицер ударил по голове обессилевшего на распиловке дров еврея. Когда последний упал и не смог подняться, к нему подошел другой немец и ударил его поленом по спине, не оставив несчастному никаких шансов на жизнь.

Поначалу трупы умерших от болезней и истощения евреев сжигали в топках льнопрядильной фабрики. Позднее тут стали сжигать и больных, а также ослабевших евреев, причем палачи не удосуживались проявить хотя бы подобие гуманности - перед сожжением убить свои жертвы... Точное число умерщвленных таким зверским способом трудно определимо. Известно однако, что из примерно 3 500 евреев, размещенных на льнопрядильной фабрике, к концу 1943 г. в живых осталось всего 30 человек. В числе выживших женщин и детей не оказалось.

Была оборвана вся трава

Лагерь для евреев на 2 000 - 3 000 человек был устроен также в Нарва-Йыэсуу. Кроме лагерей для евреев, в городе находилось множество тюрем, так, например, пользовавшаяся особо дурной славой тюрьма на ул. Вестервалли, женская тюрьма в помещении «Русского Клуба» на ул. Рюютли и тюрьма на ул. Мальми, напротив пожарного депо, на месте нынешней городской библиотеки. Лагеря для военнопленных находились также в лесу Паэмурру, в 7-й школе на Ивангородской стороне и у реки в складах Кренгольмской мануфактуры (т.н. «красных амбарах»), где содержалось от 15 до 20 000 советских военнопленных.

Заключенные, занятые на строительстве оборонительных сооружений и ремонте дорог, страдали еще от одного бедствия: в лагере свирепствовали тиф и дизентерия. Доводимые немцами до полного истощения, здесь ежедневно умирали десятки человек. В районах, где работали заключенные, была оборвана вся трава, которую употребляли в пищу. Пленных и заключенных в «красных амбарах» постоянно избивали палками.

Обессилевшие люди падали от изнеможения, и тех, кто пытался помочь заключенным, хватали и безжалостно избивали. Бежавших и пойманных полевой жандармерией сажали в камеры, где их неделю морили голодом, а потом увозили на расстрел. По показаниям жителей деревни Поповка, в этих местах проводились систематические расстрелы пленных. Их привозили на крытых брезентом грузовиках. Они сами рыли себе могилы, после чего им приказывали раздеться и положить вещи и обувь на край могилы и затем выстрелами в затылок убивали.

После войны удалось определить лишь несколько мест расстрела и массового захоронения военнопленных и гражданского населения: на валу за складами Кренгольма у реки и севернее д.Поповка в сторону Смолки. Уже в ноябре 1944 г. на валу за Темным садом недалеко от речной пристани, по показаниям свидетелей, были обнаружены два рва с массовыми захоронениями.

Сколько всего погибло советских военнопленных в лагерях Нарвы, сейчас можно определить очень приблизительно: 20 000 – 22 000 человек.

По заключению экспертов - гражданское население


Предположительно рвы были сооружены уже зимою 1942 года, причем для углубления мерзлого грунта была использована взрывчатка. В траншее объемом в 90 куб. м под тонким слоем земли находились трупы людей, судя по одежде, гражданского населения. Трупы лежали навалом, однако характерно, что все они лежали лицом вниз. При обследовании трупов было установлено, что смерть последовала от выстрела пистолета в затылок, что подтверждалось пулевыми отверстиями в затылочной кости и пулями, найденными в могиле. У части трупов пулевые отверстия отсутствовали - смерть последовала в результате раздробления черепной коробки твердым предметом.

По заключению экспертов, захоронения совершались с 1943 г., людей убивали партиями, пересыпая трупы незначительным количеством земли. В первой траншее было обнаружено 123 трупа, во второй 28.

На основании данных обследований можно предположить, как проходила экзекуция. К заранее подготовленной яме-траншее подводили людей, ставили их лицом к могиле и выстрелом из пистолета в затылок убивали. Некоторые трупы имели характерное положение рук, закрывающих лицо. Очевидно, что жертвы подвергались перед смертью избиениям и издевательствам. На то, что палачи не останавливались перед убийством беззащитных стариков, женщин, указывает то, что у части жертв сохранились длинные седые волосы.

Также вблизи того места был обнаружен ряд могил военнопленных красноармейцев, умерших от истощения. Сколько всего погибло советских военнопленных в лагерях Нарвы, сейчас можно определить очень приблизительно: 20 000 – 22 000 человек. Также трудно, если не невозможно, определить места всех массовых захоронений жертв нацистского террора в Нарве: убийцы умело заметали следы своих преступлений, кроме того мирное население Нарвы, невольный свидетель зверств, было полностью эвакуировано из города с приближением фронта к Нарве в конце февраля 1944 года.

Завершая это путешествие во времени, следует сказать, что на сегодняшний день в Нарве отсутствует монумент жертвам нацистского террора: гражданскому населению Нарвы, советским военнопленным и привезенным сюда на погибель евреям.

Кажется, в городе еще никто не озаботился мыслью каким-либо образом отметить место убийства и страданий тысяч русских военнопленных на месте бывших амбаров Кренгольма.

Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь. Хотелось бы думать - это не о нас...

Илья Давыдов, архивариус Государственного архива Эстонии

0
Seti
 SETI.ee ()
Вконтакте
 ВКонтакте (0)
Facebook
 Facebook (0)
Мировые новости