Вход пользователей
Пользователь:

Пароль:

Чужой компьютер

Забыли пароль?

Регистрация
Меню
Разделы

Реклама











Сейчас с нами
431 пользователей онлайн

За сегодня: 0

Уникальных пользователей за последние сутки: 11129

MONMOON, далее...
Счетчики

Top.Mail.Ru
Реклама




Новости : Реальна ли демократия в Ираке?
Автор: Мastak в 30/04/2004 09:37:09 (1180 прочтений)


Время от времени человечество зацикливается на каком-нибудь вопросе, и вокруг него начинают кипеть страсти. Так было около ста лет назад, когда Персиваль Лоуэлл обнаружил так называемые марсианские каналы. С тех пор мы упорно задавались вопросом "Есть ли жизнь на Марсе?"

Когда ответ стал более или менее очевидным, мы расширили границы своего любопытства и жаждем знать: одиноки ли мы во Вселенной? Но вселенная велика, и, по космическим меркам, мы еще даже не изобрели колеса. Так что вопрос о вселенском одиночестве будет, судя по всему, актуален еще несколько поколений. Но текущие события, никак не связанные с астрономией, направляют нашу коллективную любознательность в другое русло. Самый интригующий вопрос сегодня – это: возможна ли, реальна ли демократия в современном Ираке? далее...

Могу сказать вам со всей убежденностью: Марс безжизнен, и товарищей во Вселенной нам не найти. Так и с Ираком: в принципе, демократия достижима, для этого необходимо лишь убрать оттуда всех арабов – включив в их число и кувейтцев – и попросить Израиль аннексировать освобожденную территорию.

К сожалению, этот единственный путь для нас невозможен с тех пор, как ближневосточная политика Буша основывается на двух тезисах. Первый из них гласит, что арабы – такие же люди, как и мы и так же лелеют идеалы свободы. А второй утвержадет, что любая демократия миролюбива по определению и полна вечной преданности Соединенным Штатам. Credo quia absurdum. Христиане, кстати, так и поступают – время от времени.

Для нас демократия – это просто возможность свободного существования. Но чтобы понять смысл нашей свободы, позвольте мне провести небольшой эксперимент. Предположим, кто-то в вашем присутствии называет президента Буша идиотом, в то время, как вы лично полагаете, что он – одна из самых ярких личностей эпохи демографического взрыва. Предположим также, что вместо приведения доказательств мощного президентского интеллекта, вы заявляете обидчику: не имеешь права оскорблять Главнокомандующего – особенно в период ведения боевых действий.

Теперь ваш противник может выбрать одно из двух: либо сослаться на Первую поправку, гарантирующую его святое право облить грязью любого, либо рассмеяться вам в лицо. В сущности, это и будет доказательством того, что он свободный гражданин свободной страны и… Читай выше.

Тем самым мы затронули глубокую философскую проблему: является ли наша свобода производной от Первой поправки, или же наоборот – Первая поправка есть выражение нашей врожденной любви к свободе? Что было раньше – курица или яйцо? На первый взгляд раньше была Поправка – недаром она называется Первой. Но на первый взгляд и Земля – плоская. Позвольте вам напомнить, что советская конституция обещала всем исключительно равные права. Но каждый раз, перед тем, как ойкнуть, советский гражданин вынужден был трижды оглядеться – нет ли поблизости стукача?

А в Израиле напротив – никакой конституции нет, и в ближайшем будущем не предвидится. Тем не менее, там куда более привычно и безопасно ругать Шарона, чем хвалить его.

Будучи реалистами, мы можем ожидать, что однажды Ирак примет конституцию, основывающуюся на законах шариата, однако включающую закон о периодических выборах. В лучшем случае иракская демократия выйдет на уровень Египта, но более вероятно, что застрянет на сирийском, а это предполагает довольно узкий диапазон прав. Но какое все это имеет отношение к нам? Как это отразится на нашей жизни? По каким критериям это может считаться нашей победой?

Не будем забывать, что у каждого есть своя собственная концепция свободы. Несколько лет назад, когда начавшаяся в Советском Союзе перестройка довела страну до коллапса, мне довелось услышать разговор "черного" мусульманина и свежеприбывшего иммигранта из СССР. Мусульманин желал узнать, стало ли больше свободы при Горбачеве? Русский объяснил ему, что раньше Москва была спокойным городом, где каждый мог гулять где ему вздумается, не опасаясь за свою жизнь и кошелек, но в последнее время мирных граждан убивают все чаще и чаще. "Да, свободы стало больше", – сделал вывод мусульманин.

Наша концепция свободы довольна проста: дайте каждому жить, как хочет, но при этом не мешать другим делать то же. К сожалению, эта позиция далеко не общепринята. Когда развалился Советский Союз, вожделенная свобода ненадолго посетила бывшую советскую республику Азербайджан, и освобожденные граждане тут же кинулись воплощать свою вековечную мечту: убивать армян. Людей взрывали живьем; беременным вспарывали животы; детей, слишком юных для изнасилования, выбрасывали в окна. Все это неизменно сопровождалось грабежом, но главным побудительным мотивом служила тем не менее, чистая любовь к убийству беззащитного ближнего. Сегодня Баку обустроен не хуже Дамаска. У азеров есть конституция, они проводят выборы, их нынешний президент – сын предыдущего, который в свою очередь начинал карьеру с КГБ. Как вы думаете, возможна ли демократия в Азербайджане?

В 1979 года после неудачной попытки спасения американских заложников в Тегеране, их обугленные тела несколько дней висели перед американским посольством. Вы думаете, Иран когда-нибудт разделит наше понимание свободы?

В 1993 году толпе вооруженных дикарей из Могадишо удалось подстрелить американский вертолет. Тела наших соотечественников носили по улицам в течение нескольких дней, и ликующие сомалийцы терзали их перед камерами, празднуя свое историческое достижение. Вы можете вообразить демократию в Сомали?

В 2000 году двое израильских резервистов заблудились и оказались в Рамалле. Будучи цивилизованными людьми, они наивно попытались найти помощь в местном отделении полиции.

Толпа молодых арабов довела их до участка и разорвала там голыми руками. Случайно находившийся там итальянский фотограф сделал несколько снимков, которые потом были опубликованы. Я помню разительный контраст между чистой и светлой радостью на лицах юных арабов и кровью жертв на их руках. Эта радость настолько же превосходила радость получения бесплатных конфет в Рамалле по случаю теракта 11 сентября, насколько парад в день Благодарения радостней похорон доктора Рантиси. Вы полагаете, демократия возможна в Иудее, Самарии и Газе под управлением арабов?

Аналогичный случай предоставил недавно неизвестный ранее мировой общественности город Фаллуджа. По случаю войны там толклось множество репортеров, которые и предоставили наглядное изображение свободы по-арабски: счастливая молодежь, рвущая на куски тела сожженных американцев. Вы полагаете, что демократия совместима с людоедством? Вы уверены, что американские солдаты должны жертвовать собой ради этого сомнительного эксперимента?

А думая об ответе, не забудьте, что общество не может быть свободным – даже теоретически – не основываясь прежде всего на взаимной терпимости. Исходите из того, что нетерпимость, свойственная исламу, более убийственна, чем то разнообразие, которое легло в основу нацистской идеологии. Примите во внимание, что ислам занимался промывкой мозгов в 120 раз дольше, чем просуществовал Третий рейх. И представьте, насколько трудно человеку, рожденному рабом, понять, что рабовладелец не может быть свободным. Предел мечты раба - обзавестись собственными рабами.

Кучка хороших людей возразит мне, что кучка плохих людей праздновала смерть американцев в Фаллудже, в то время, как абсолютное большинство отнеслось к этому неодобрительно. Мнение о том, что все нации хороши широко распространено среди представителей хороших наций. Плохие нации не подвержены этому суеверию и я бы хотел, чтобы эти хорошие люди рассказали мне: по каким признакам они определяют, что в Ираке есть оппозиция людоедству?

Если эта оппозиция и существует где-то, кроме как в их воображении, то она не проявила себя и слабым шепотом. И фаллуджский инцидент – это позор всего ислама, а не только тех, кто широко улыбаясь позировал перед камерами.

Этот грустный вывод ставит под сомнение всю американскую стратегию в Ираке. Здравый смысл требует, чтобы смертельных врагов убивали, а не демократизировали. А милосердие к врагу вещь, размеется благородная и похвальная, - но только после того, как враг повержен и не имеет возможности вновь напасть на нас.

Яшико Сагамори (перевод А. Загорской)

0
Seti
 SETI.ee ()
Вконтакте
 ВКонтакте (0)
Facebook
 Facebook (0)
Мировые новости