Вход пользователей
Пользователь:

Пароль:

Чужой компьютер

Забыли пароль?

Регистрация
Меню
Разделы

Реклама











Сейчас с нами
225 пользователей онлайн

За сегодня: 0

Уникальных пользователей за последние сутки: 11179

далее...
Счетчики

Top.Mail.Ru
Реклама




Разное : Смазка для диктаторов. Кому в нефтяных державах жить хорошо?
Автор: Мastak в 27/08/2004 10:50:25 (1204 прочтений)


Нефть давно превратилась в главное полезное ископаемое, даже более ценное, чем золото. За месторождения углеводородов и пути их транспортировки идет постоянная борьба (даже все войны современности стало модно объяснять столкновением нефтяных интересов). Еще бы, спрос на углеводороды постоянно растет, эксперты Экологической программы ООН еще три года назад подсчитали, что к 2010 году потребление нефти в мире увеличится на 20%. И, несмотря на все разговоры об альтернативных источниках энергии, конца этому не видно.

А потому всякая нефтяная держава в массовом сознании априори считается богатой. Но, увы, это совсем не так: страны – члены ОПЕК, ведущего картеля по экспорту нефти, в большинстве (за исключением нефтяных монархий Персидского залива) довольно бедные. далее...

Ведь при всей внешней привлекательности «жизни на нефтяной скважине» она полна проблем: рынок постоянно лихорадит, нужно поддерживать экономическую стабильность, приспосабливаться к меняющейся конъюнктуре...

Государства, сделавшие ставку на экспорт углеводородов, добились куда меньших успехов, чем те, которые развивали несырьевую экономику. Причем успехов не только экономических: оказывается, что среди стран – нефтяных экспортеров довольно высока доля недемократических, тоталитарных режимов.


БОГАЧ – БЕДНЯК, НИЩИЙ – ВОР...

В мире на это обстоятельство давно обратили внимание. В прошлом году ежеквартальное издание Международного валютного фонда Finance and Development даже опубликовало специальное исследование под названием «Власть нефтяного богатства». Ее авторы, ответственные сотрудники Всемирного банка Алан Гелб и Нильс Борье Таллрот, а также экономист из Стэндфордского университета Бенн Эйферт составили политическую классификацию нефтяных режимов. Рассматривались разные государства из числа ведущих экспортеров, но в центре внимания все же оказались страны – члены ОПЕК (Алжир, Индонезия, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла), которые владеют большей частью разведанных мировых запасов нефти. Они были разбиты на пять групп: зрелые демократические государства; страны, имеющие формальные демократические институты; патерналистские автократии; хищнические автократии и реформированные автократии. Картина в итоге получилась довольно печальная. Оказалось, что к зрелым демократиям с устойчивой многопартийной системой, традициями выборов, свободы слова и гарантированными правами собственности среди главных экспортеров нефти можно отнести лишь Норвегию, которая даже не входит в ОПЕК (авторы статьи, впрочем, упоминают еще американский штат Аляска и канадскую область Альберту – видимо, от нехватки примеров).

Следующая группа: страны с формальными демократическими институтами. Это те государства, которые не имеют устойчивых демократических традиций, как правило, здесь главенствует одна партия. Распределение нефтяных доходов в них непрозрачно и идет без учета интересов большинства населения, высока роль армии в политике, правительства часто сменяются, формируясь вокруг харизматических лидеров. В этом списке оказались Венесуэла, Эквадор и Колумбия.

Венесуэла возглавила список не случайно. Уже несколько десятилетий нефтяные доходы определяют ее внешнюю и внутреннюю политику. В стране действует избирательная система, но политический вес претендентов определяется близостью к распределению экспортных доходов. Экономика страны сильно зависит от постоянно меняющегося нефтяного рынка, но даже во времена высоких цен на нефть и стабильных поступлений твердой валюты уровень жизни венесуэльцев остается низким. Так, по данным Всемирного банка, в период углеводородного бума в 1970-х – начале 1980-х годов Венесуэла получила примерно 800 млрд долларов чистой прибыли, но это сказалось лишь на жизни местной элиты – реальный доход на душу населения в то же самое время упал на 15%.

К патерналистским автократиям Finance and Development отнес арабские «нефтяные монархии» – это прежде всего главный мировой экспортер Саудовская Аравия, а также Кувейт и некоторые из Эмиратов. Власть здесь традиционно передается по наследству и освящена религией. Сегодня эти государства превратились в феодальные деспотии, нефтяные доходы которых элита использует в основном для сохранения своего привилегированного положения и богатства.

С такой оценкой Саудовской Аравии согласна и известная общественная организация Freedom House, которая по итогам прошлого года назвала Эр-Рияд в числе «худших из худших». Здесь в наибольшей степени нарушаются права человека и существует минимум гражданских свобод. Любая критика королевской семьи жестко пресекается, до сих пор используются телесные наказания, права женщин ущемлены. По мнению международных правозащитников, власть в Саудовской Аравии – «один из самых антидемократических и брутальных режимов мира». Доходы от нефти позволяют правящему Дому Сауд в неприкосновенности сохранять подвластную ему «территорию средневекового феодализма» в начале XXI века.

К «хищническим автократиям» эксперты отнесли режимы, не опирающиеся ни на широкую общественную поддержку, ни на традиции или религиозные догмы. В основном это военные режимы или режимы, пришедшие к власти в результате переворота и опирающиеся на узкую прослойку элиты. Такие режимы малоустойчивы. Пример – Нигерия времен военной диктатуры.

Доходы от нефти составляют 37% ВВП Нигерии, объединенный правительственный бюджет черпает из них 63% своих средств. Впрочем, сегодня эту страну уже нельзя отнести к военным диктатурам – нынешний президент Обасанджо пришел к власти, выиграв выборы в 1999 году. Но он бывший генерал, и влияние армии в политике и экономике страны по-прежнему велико.

К «хищническим автократиям» из стран – членов ОПЕК можно также отнести Ливию и Ирак времен Саддама Хусейна.

Под реформистскими автократиями авторы исследования понимают те режимы, которые не имеют нормальных демократических институтов, но пытаются бороться с бедностью, инвестировать нефтяные доходы в экономику, чтобы обеспечить ее рост. Пример – Индонезия времен диктатора Сухарто. В отличие от той же Нигерии времен военного диктатора Абачи Сухарто пытался использовать средства от продажи углеводородов не только для укрепления личной власти, но и для экономической стабилизации, развития национального хозяйства. Возможно, именно это позволило Сухарто оставаться у власти столь долго – целых 30 лет.

БАРРЕЛЬ-ШАНТАЖ

Впрочем, никто в мире не склонен строить иллюзии по поводу характера власти в нефтяных монархиях и деспотиях. И при этом Запад вынужден не только мириться с таким положением дел, но и развивать контакты с этими странами, а в некоторых случаях и защищать их. Так, несмотря на то, что 15 из 19 террористов, ответственных за атаки 11 сентября 2001 года, были выходцами из Саудовской Аравии, США считают Саудовскую Аравию одним из главных партнеров. Вашингтон традиционно обеспечивает поддержку Дому Сауд, а взамен Эр-Рияд снабжает Соединенные Штаты нефтью, поддерживая, таким образом, жизнеспособность американской экономики. По данным управления энергетической информации министерства энергетики США, опубликовавшего в этом году «ежегодный энергетический прогноз», в будущем зависимость США от поставок нефти из стран ОПЕК лишь возрастет: если в 2002 году они составляли 40% импортируемого сырья, то к 2025 году цифра дорастет почти до 50%.

США, будучи главным потребителем нефти в мире, и другие страны Запада лихорадочно ищут пути избавления от «неблагонадежной» нефтяной зависимости. Но выбор невелик – как указал Всемирный банк в упомянутом исследовании, большинство ведущих стран – экспортеров углеводородов особым демократизмом не отличается.

И, похоже, Эр-Рияд, как и остальные «нефтяные монархии» Персидского залива, а равно Венесуэла с Ираном, прекрасно отдают себе в этом отчет. Запад до сих пор как страшный сон вспоминает события 1973 года, когда арабские страны-экспортеры объявили эмбарго на поставки нефтепродуктов в США и Западную Европу в знак протеста против американской поддержки Израиля. Тогда цены на нефть выросли в несколько раз.

В 1974–1975 годах страны Запада пережили тяжелейший экономический кризис.

Страны-экспортеры чувствуют себя спокойно за этой «нефтяной броней», они уверены, что могут позволить себе все или почти все, и Запад будет вынужден с ними считаться. Пока единственным исключением из этого правила стал Ирак, и то потому, что Саддам Хусейн напугал арабских лидеров Залива своей атакой на Кувейт в 1990 году. И если бы Вашингтон не заручился поддержкой «нефтяных шейхов» перед началом операции по свержению багдадского диктатора, не избежать бы Западу сегодня нового энергетического кризиса.

ОПЕК и другие ведущие продавцы углеводородов постоянно шантажируют Запад, требуя от него новых финансовых вливаний и уступок. Эта позиция была четко сформулирована на саммите ОПЕК в Каракасе в сентябре 2000 года. Тогда была подписана Каракасская декларация, призывавшая к единству в ОПЕК и готовности стать «защитником интересов развивающихся стран перед лицом Запада». Члены ОПЕК потребовали от промышленно развитых стран оказывать более активную помощь «в борьбе с бедностью и неравенством». И это при том, что в большинстве этих стран деньги, полученные от Запада, никогда не доходят до бедняков.

Обозреватели тогда расценили призыв нефтяных экспортеров вполне однозначно: за призывами бороться с неоколониализмом и помогать бедным странам скрываются претензии нефтяных элит на свой кусок «пирога», ведь мировая экономика в тот момент начала бурно развиваться, оправившись от азиатского кризиса конца 90-х годов. Сегодня нефтяные арабские монархии спекулируют еще и на заинтересованности Вашингтона в помощи для борьбы с исламским терроризмом. Они уверены, что углеводородное сырье делает их «неприкосновенными».

Нефтяные экспортеры словно говорят миру: «Вы будете нас терпеть, пока у нас есть нефть, а о демократии поговорим потом»...



НИГЕРИЯ

Президент Нигерии отставной генерал Олусегун Обасанджо пришел к власти в 1999 году, набрав на выборах 62% голосов. Это были первые за много лет свободные выборы в стране, пережившей эпоху военных диктатур. Армия и сегодня продолжает оставаться мощной силой. Ее влияние распространяется не только на политику, но и на экономику и даже на культуру. Обасанджо начал массовые увольнения в запас генералов и офицеров, занимавших ключевые посты при военном режиме. Были отставлены 29 высших военных чинов. Во время нефтяного бума 70-х годов Нигерия, казалось, вынула счастливый билет, уровень жизни рос. Но череда диктатур привела к тому, что теперь страна входит в ооновский список самых бедных государств мира и ВВП на душу населения не превышает 200 долларов в год.

ВЕНЕСУЭЛА

Уго Рафаэль Чавес Фриас – президент Венесуэлы, бывший десантник. Еще в 1992 году он предпринял неудачную попытку переворота во главе Революционного движения им. Боливара, после чего попал в тюрьму. В 1998-м в разгар экономического кризиса был избран президентом. Провел конституционную реформу и в 2000 году продлил свои полномочия на новый шестилетний срок. Популистские действия и заявления сделали Чавеса народным любимцем (отказался от жалованья президента, отдав его на стипендии). Пользуется репутацией радикального политика, постоянно выступает с антиамериканскими заявлениями. При этом почти 80% населения страны живет за чертой бедности, уровень безработицы необыкновенно высок, хотя Венесуэла занимает пятое место в мире по экспорту нефти.

ЛИВИЯ

За время своего правления глава Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии полковник Муамар Каддафи превратил страну в гигантский тренировочный лагерь для разного рода террористов. Режим Каддафи обвиняют в организации ряда шумных терактов (самый известный – взрыв авиалайнера над шотландским городом Локерби в 1988 году). Бюджет страны формируется за счет экспорта нефти, доказанные запасы которой составляют 3,8 млрд тонн. Средний доход на душу населения здесь один из самых высоких в Азии и Африке, но население этого почти не ощущает. Экономическая политика правительства неэффективна, в стране постоянный дефицит основных промышленных товаров и продуктов питания.

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ

Наследный принц Абдулла ибн Абдель-Азиз аль-Сауд в перспективе станет хозяином самых богатых месторождений в мире. Абсолютная монархия Королевство Саудовская Аравия – это две трети Аравийского полуострова и ряд прибрежных островов в Красном море и Персидском заливе, а также 261,5 млрд баррелей разведанной нефти (почти четверть доказанных запасов в мире). Впрочем, принц и так фактический хозяин национальных богатств – глава Дома Сауд король Фахд с середины 90-х практически отошел от дел по состоянию здоровья. Нефтяная промышленность страны национализирована и находится в руках правящего Дома. Продажа нефти и нефтепродуктов приносит 90% экспортных доходов. Саудовская Аравия – основной поставщик нефти США и Японии.

0
Seti
 SETI.ee ()
Вконтакте
 ВКонтакте (0)
Facebook
 Facebook (0)
Мировые новости