Вход пользователей
Пользователь:

Пароль:

Чужой компьютер

Забыли пароль?

Регистрация
Меню
Разделы

Реклама











Сейчас с нами
647 пользователей онлайн

За сегодня: 0

Уникальных пользователей за последние сутки: 11168

далее...
Счетчики

Top.Mail.Ru
Реклама




Эстония : Крестный отец
Автор: mumi в 23/03/2008 07:10:00 (2478 прочтений)


Что представляет собой человек, которого считают кандидатом на одну из главных должностей нашей страны – генерального директора Полиции безопасности? Человек, которого считают более влиятельным, чем нынешний генеральный директор полиции Райво Аэг?
Как лицом, так и характером префект Айвар Отсальт больше похож на итальянца, чем на эстонца. Думается, Айвар Отсальт и сам знает, что напоминает дона Майкла Корлеоне. Ведь не зря коллеги считают его тщеславным человеком. В прошлом году на «летних днях» Лыунаской полицейской префектуры в Видрике полицейских угощали водкой «Крестный отец». С бутылок на них надменно смотрел Айвар Отсальт. На этикетке он выглядел вылитым Аль Пачино в образе: идеально белая рубашка, галстук-бабочка, черный костюм, слегка ироничный взгляд.

Далее...



Отсальт осознает свое положение и знает, как его подчеркнуть. Это можно понять и заглянув в информационный листок Лыунаской префектуры: на фотографиях, сделанных во время «летних дней», толпа его подчиненных участвует в постановке, посвященной апрельским событиям. Идет дождь, но «артисты» все равно полны энтузиазма. «Валяйте, я разрешаю вам выпустить пар», – говорит участникам самодеятельности вальяжный Отсальт с бутылки.

Так как сам герой пребывает в отпуске, «ДД» не удалось услышать его комментариев. На наши вопросы ответил исполняющий обязанности префекта директор отдела служебных вопросов префектуры Рихо Тамм. Он утверждает, что идея Отсальта была неправильно понята: он играл на празднике роль не крестного отца криминального мира, а вовсе крестного отца соревнований по профессиональному мастерству сотрудников криминальной полиции (см. ИНТЕРВЬЮ). Но зачем тогда фотография в сицилийском стиле? Да еще и на бутылках с водкой?

Один из наших источников в префектуре утверждает, что работник полиции просто обязан устроить вечеринку, если его повышают в должности. И тогда ему весь вечер приходится поднимать тосты за префекта как за своего покровителя. К отступлению от сложившихся традиций относятся крайне неодобрительно.

Отсальт – уроженец Тарту. Он окончил физкультурный факультет Тартуского университета, но не стал ни спортсменом, ни тренером. Когда была основана полиция, Отсальт стал следователем, потом – старшим следователем, еще позже – следователем по особо важным делам. В 1996 году он получил очередное повышение и был назначен префектом Валга. Когда маленькие префектуры были объединены в три крупных, Отсальт сделал еще один шаг по карьерной лестнице и стал префектом Лыунаской префектуры.

Держись рядом!

В его бытность префектом ему приходилось сидеть на чемоданах, ожидая предложения стать генеральным директором Департамента полиции. Но всегда находились люди, которые успевали раньше него. Сначала Роберт Антропов, затем Райво Аэг, с которым Отсальт, как говорят, общается вполне запросто и даже ходит на охоту. Отсальт всю жизнь знал, что на самом деле должность самого главного полицейского в стране принадлежит ему. Когда Антропов в бытность генеральным директором посетил Лыунаскую полицейскую префектуру, Отсальт даже не встретил его в фойе: гендиректора до кабинета высокого начальства милостиво проводила секретарша.

В «Крестном отце-3» Майкл Корлеоне наказывает своему племяннику Винсенту Манчини: «Держись рядом. Закрой рот, открой глаза и внимательно слушай». Но не все члены «семьи» были такими благодарными учениками, как Винсент, и, прямо как в фильме, у «крестного отца соревнований» возникли проблемы с одним из членов его «семьи», старшим комиссаром Йыгеваской префектуры Урмасом Трейером. Он не следовал указанным выше неписаным правилам.

Биография Трейера впечатляет, но сегодня он рад уже просто тому, что у него есть работа. Ссора с «крестным» – Отсальтом – поставила крест на его возможной карьере. Не просто ему найти работу и в частном секторе. Сегодня должность префекта – политическая, и в маленькой Эстонии он имеет большое влияние.

Итак, кто же такой этот Урмас Трейер, которого «крестный отец» изгнал из числа приближенных за несоблюдение «семейных традиций»?

Он окончил Академию внутренней обороны. Прошел всю служебную лестницу, начав с должности констебля и закончив должностью старшего комиссара. В 2002 году получил премию лучшего наркополицейского. Один из лучших спортсменов в полиции: в Канаде на Всемирных играх полиции и Пожарной службы он завоевал бронзовую медаль в силовом троеборье. Он является также чемпионом Эстонии и спортивным судьей.

Еще совсем недавно он был в отличных отношениях со своим начальником, Отсальтом, который его продвигал и защищал. Так, в 2004 году Отсальт пришел на 35-летний юбилей Трейера в качестве его друга. Еще в Валгаской префектуре, где Отсальт был префектом, они прекрасно друг друга понимали. Когда «крестный отец» ожидал, что получит должность генерального директора Департамента полиции, он спросил Трейера, поедет ли тот вместе с ним в Таллинн. Точнее, не спросил, а сказал – куда ты денешься, если «родина зовет». От такого предложения не отказываются.

Но Трейер не хотел молчать на собраниях, смиренно выслушивая мнение вышестоящего руководства. Не пил на «сходках» необходимое количество водки. Не соглашался с очень многими вещами, например, с введением плана по поимке правонарушителей, согласно которому за определенный отрезок времени требуется задержать столько-то пьяных водителей.

Последний шаг к ненависти

Когда я спросил у Трейера, что стало последним шагом к разладу отношений с «крестным отцом», он ответил, что это произошло после ежегодной осенней ярмарки в Паламузе. Ярмарка прошла спокойно, без инцидентов. Но Отсальт посчитал, что для развлечения детей надо было «пригласить» льва Лео и пару регулировщиков движения. Старшего комиссара попросили объяснить, почему он этого не сделал. Трейер рассердился: «Если меня хотят наказать за хорошо выполненную работу, я напишу заявление об уходе». Дело было 1 ноября. А за неделю до этого Трейеру выплатили премию за образцовую службу.

На следующий день Отсальт убедил Трейера забрать заявление. Когда Трейер отказался, Отсальт якобы сказал: «Хочешь войны – будет тебе война».

Служба собственной безопасности установила, что 24 сентября 2005 года Трейер встретился на заправке Statoil в Тарту со своей женой. Он был на полицейском автомобиле, жена – на личном. Согласно обвинению, Трейер заправил автомобиль жены 15,1 литра топлива за счет полиции. Трейер подтверждает, что действительно в тот день встречался с женой на заправке, чтобы поговорить. Он залил полный бак служебного автомобиля. Жена хотела заправить и свою машину, но Трейер сказал, что вечером поедет на тренировку и заправит автомобиль сам на более дешевой заправке. Пока они говорили на эту тему, жена держала в руках заправочный пистолет. Но Трейер утверждает, что топливо в бак она так и не залила.

В апреле 2007 года Тартуский уездный суд оправдал Трейера и назначил ему компенсацию в размере 48 тысяч крон. Именно столько Трейер потратил, защищаясь в суде против обвинения в том, что потратил 200 крон государственных денег на личные нужды.

Но история не закончилась. В июле прошлого года префект Отсальт отдал приказ о возбуждении производства – на этот раз о проступке – но снова по поводу тех же самых 200 крон.

Тем временем, Трейеру удалось найти работу в Финляндии. «Так как я пребывал за границей, я сообщил об этом и следователю. Но это не помешало им регулярно отправлять ко мне домой патрули. Они неделю пытались меня подкараулить: сидели под дверью с восьми утра до пяти вечера. Служба собственной безопасности полиции инструктировала патрульных о том, как со мной надо обращаться, так как я „особо опасен”. По вечерам они досаждали моей супруге, спрашивали, не вернулся ли еще Урмас. Жена моя в то время была беременна».

Велико же было удивление Трейера, когда, вернувшись в конце сентября в Эстонию, прямо в порту он был взят под стражу как находящийся в розыске. Бывший старший комиссар сидел в камере в участке, а его бывшие коллеги хватались за голову: преступники на свободе, а своих сажают из-за производства о проступке. Трейер находился в камере до тех пор, пока из Тарту не пришел факс, что его можно отпустить, если завтра он придет на слушание. Конечно, пришел.

Я устал врать

Трейер клянется, что для доказательства своей невиновности он готов обратиться хоть в Европейский суд: «Вместе со мной из полиции ушли еще 4 человека, позднее еще 10 ушли из полиции Йыгева. Отсальт обвинял меня в подстрекательстве к мятежу. Я его спросил: а если ты уйдешь, сколько уйдет вместе с тобой?»

Дело Урмаса Трейера предстает в новом свете благодаря аварии, совершенной сотрудником экономической полиции Калле Кольком. В феврале этого года Кольк сбил пытавшегося остановить его помощника полицейского и скрылся с места происшествия. Спустя несколько дней он признался в содеянном. А в 2003 году Кольк, находившийся в состоянии сильного подпития, врезался в остановившийся перед ним автомобиль. В тот раз Отсальт его помиловал и оставил в полиции, но после инцидента с помощником полицейского Хендриком Сихтом, который, к счастью, остался в живых, «крестному отцу» пришлось все же уволить подопечного.

«Человек не должен всю жизнь расплачиваться за свои ошибки», – ответил Отсальт на вопрос Postimees, почему он в 2003 году не уволил Колька. Однако уже в 2001 году тогдашний генеральный директор полиции Харри Тууль приказал незамедлительно увольнять всех полицейских, любящих покататься в состоянии опьянения.

На фоне ситуации с Кольком нельзя не спросить: не проще ли было бы Трейеру сдаться? Слегка посыпать голову пеплом перед недавним другом Отсальтом и продолжить жить, как прежде. Итак, Урмас, почему вы это делаете?

«Я устал врать, – отвечает Урмас Трейер. – Когда нас посещали министр внутренних дел и генеральный директор полиции, префект сказал, чтобы мы следили за тем, что говорим. Если о чем-нибудь спрашивают, ответ должен быть „правильным”. Вот так я и стоял, смотрел на министра с генеральным директором и врал, что все в порядке. Я устал врать, что все хорошо, все замечательно, все в лучшем виде и становится еще лучше. Я устал быть человеком, от которого ничего не зависит. Многие мои коллеги считают дни и часы, оставшиеся до пенсии. Чтобы, не дай бог, ни в чем не ошибиться».

10 марта издание Eesti Päevaleht публикует имя Отсальта в списке кандидатов на должность генерального директора. Отсальта поддерживает тартуский бизнесмен, серый кардинал Партии реформ Нейнар Сели.

Интервью

На вопросы отвечает (точнее, на половину вопросов не отвечает) директор служебного отдела Лыунаской префектуры Рихо Тамм.

– Как бы вы охарактеризовали Урмаса Трейера до случая с 15 литрами топлива?

– В Лыунаской полицейской префектуре не принято характеризовать в прессе бывших или нынешних коллег. Так как большая часть ваших вопросов касается инкриминируемого Трейеру поступка, и дело находится на рассмотрении в суде, я, по понятным причинам, не могу подробно ответить на этот и несколько последующих вопросов.

– Что, по данным префектуры, явилось причиной ухода Трейера из полиции? Как я понимаю, заявление он написал до того, как произошла история с топливом?

– Причиной ухода стало соответствующее заявление Урмаса Трейера.

– Урмас Трейер и префект Айвар Отсальт были приятелями?

– Лыунаская полицейская префектура не может комментировать личные отношения служащих.

– Соответствует ли действительности, что отношения Урмаса Трейера и руководства префектуры ухудшились еще до «топливного скандала»? В чем Трейер обвинял префектуру? Были ли все его обвинения безосновательны?

– Урмас Трейер ни в чем не обвинял Лыунаскую полицейскую префектуру до возбуждения уголовного производства в его отношении.

– Были ли у префектуры претензии к Трейеру, например, из-за его неподчинения, плохих результатов работы и т.д. до инцидента?

– До возбуждения уголовного производства у Лыунаской полицейской префектуры не было претензий к Трейеру.

– Не кажется ли префектуре теперь, что с Трейером поступили несправедливо жестоко, тогда как сотруднику экономической полиции Кольку прощалось слишком многое?

– Лыунаская полицейская префектура обязана отреагировать на ставший ей известным факт совершения кражи.

– Трейер сказал нам, что испытывал глубокую неприязнь к «вечеринкам» Отсальта, в том числе к тому, что водка с его изображением подавалась на летних днях префектуры. Считаете ли вы этичным то, что высший полицейский чиновник отождествляет себя с мафиозным боссом?

– Трейер не посещал упомянутые летние дни и по этой причине неверно понял контекст ситуации. Айвара Отсальта назвали «крестным отцом» не в контексте преступного мира, а как организатора первых соревнований по профессиональному мастерству.

– Урмас Трейер считает принципиально неверной систему, когда внутренними проверками занимаются сами сотрудники префектуры. Как вы можете прокомментировать это мнение, разделяете ли вы его хотя бы отчасти?

– Внутренним контролем можно эффективно заниматься только внутри самого учреждения. Кроме подразделения собственной безопасности префектуры существует и служба собственной безопасности Департамента полиции. Руководит работой обоих подразделений прокурор.

– Трейер считает, что личные отношения генерального директора полиции Райво Аэга и Айвара Отсальта могут повлиять на принимаемые ими решения в кадровой сфере и прочих вопросах. Соответствует ли действительности, например, то, что они вместе ходят на охоту?

– Лыунаская префектура не располагает такими данными.

– Еще Трейер говорит о существовании в префектуре плана по задержанию правонарушителей – почему это считается целесообразным и необходимым?

– Лыунаская полицейская префектура не располагает данными об упомянутом Трейером плане. Существуют тактические планы для проведения полицейских операций, в которых указывается цель операции, но не планируемое число задержанных правонарушителей. Планируется число рабочих часов сотрудников полиции. Например, если целью полиции является уменьшение случаев превышения скорости на загородных дорогах, для реализации этой цели планируется больше патрулей.

Мнения
Политики не спешат осуждать Айвара Отсальта


Можно ли в случае с Отсальтом говорить о неудачном расположении звезд или же его методы руководства неправильны?

Айн Сеппик, бывший министр внутренних дел, член Рийгикогу, Центристская партия:

«Я склонен думать, что, скорее, виноваты звезды. Отсальт обладает огромным опытом в сфере руководства, и модели управления не могут в одночасье развалиться. Я и раньше говорил, что, на месте директора Полиции безопасности я бы предпочел видеть человека из той же системы».

Яанус Рахумяги, эксперт в области силовых структур, член Рийгикогу, Партия реформ:

«На данный момент можно сказать, что вокруг его имени не наблюдалось чрезмерного ажиотажа. Уголовное дело, возбужденное по поводу наезда на помощника полицейского, – это серьезная вещь. Надеемся, что скоро выяснится, должен быть Отсальт наказан или нет. Что же касается кандидатуры Отсальта на должность генерального директора Полиции безопасности, то это является журналистской фантазией».

Виркко Лепассалу

Фото: Прийт Симсон / EPL

0
Seti
 SETI.ee ()
Вконтакте
 ВКонтакте (0)
Facebook
 Facebook (0)
Мировые новости