Разное : Чудесные способности
Автор: CaneCorso в 17/03/2010 07:00:00 (1668 прочтений)

Невероятное открытие сделали ученые из института Уистара (Wistar Institute), США. Они обнаружили ген, который блокирует способность организма регенерировать поврежденный или утраченный орган. Следовательно, дезактивация этого гена может стимулировать процесс регенерации.

Способность отращивать утраченные части тела сохранилась сегодня только у нескольких видов живых организмов, включая амфибий. У прочих животных такая функция атрофировалась в процессе эволюции.

Исследователи отключили ген p21 у мышей и выяснили, что после данной процедуры у грызунов появляются способности отращивать новый орган взамен утерянного. В частности, мышей с поврежденными ушами на месте раны образовалась бластема – структура, связанная с быстрым ростом клеток. То есть уши у них выросли заново. У обычных мышей рана заживает путем формирования шрама на месте повреждения.

Ученые отмечают, что у генетически модифицированных мышей клетки начинают действовать не как обычные взрослые клетки млекопитающих, а как регенерирующие эмбриональные стволовые клетки. Иными словами, они скорее создают новые органы, чем залечивают уже имеющиеся поврежденные.

Предположительно, отключение гена p21 может разблокировать способность репаративной регенерации и у человека. Это значит, что станет возможным отращивать новые конечности взамен ампутированных и восстанавливать сильно поврежденные органы.

«Вокруг Света» рассказывал о сенсации прошлого года: у британца, серьезно повредившего голову во время автокатастрофы 50 лет тому назад, регенерировался череп. Когда врачи делали Гордону Муру (Gordon Moore) операцию при инфекционном заболевании, они обнаружили, что под металлической пластиной, установленной в голове после давней катастрофы, восстановилась настоящая кость. Подобные случаи бывают у детей, у которых кости еще растут, однако такого практически не случается со взрослыми. По словам врачей, случай особенно удивителен из-за размеров поврежденной площади.

Ранее сотрудники Детской клиники Бостона (Children's Hospital Boston) нашли новый способ регенерировать поврежденное сердце. Клетки сердца необычны тем, что прекращают делиться еще до того, как человек вырастет. После серьезных сбоев на сердце формируется рубцовая ткань, и мышца никогда полностью не восстанавливается. Американским ученым удалось решить эту проблему: они нашли метод, который заставляет взрослые клетки делиться. Исследователи говорят, что их технология может стать альтернативой терапии, использующей стволовые клетки.

Кстати, спинной мозг, если он не был полностью разорван, способен частично самовосстанавливаться. На данный момент такую способность проявил только организм мышей, однако вполне вероятно, что человеческий спинной мозг также способен к регенерации. До настоящего времени единственным способом восстановить подвижность нижней половины тела в случае травмы позвоночника считалось выращивание новых спинномозговых волокон.

ВокругСвета